Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
15 сентября 2011, 16:07 • Политика

Партию сдал

Экспертный опрос: Карьера Прохорова закончена

Партию сдал
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Михаил Бударагин

По мнению опрошенных газетой ВЗГЛЯД политических аналитиков, от громкого конфликта, приведшего к уходу Михаила Прохорова из «Правого дела», пострадают все. Бизнесмену придется создавать и регистрировать новую партию, «Правое дело» вынуждено затягивать начало кампании и готовиться к новому съезду.

20 сентября должен возобновиться предвыборный съезд многострадальной партии «Правое дело», которая возвращается в свое нормальное состояние маргинальной политической силы либерального толка.

#{image=556816}14 и 15 сентября лидер «ПД» Михаил Прохоров и его противники, хедлайнерами которых выступили Андрей Дунаев и Андрей Богданов, бомбардировали СМИ взаимоисключающими заявлениями о том, начался ли съезд партии, легитимен ли он, проходит ли в соответствии с законом и здравым смыслом.

Итогом этого противостояния стала победа Дунаева и Богданова, которые решением съезда исключили из партии Михаила Прохорова. В ответ бизнесмен пообещал продолжить борьбу и призвал своих сторонников выйти из «Правого дела»: Александр Любимов и Евгений Ройзман* последовали за Прохоровым. На параллельном съезде, который проводили «прохоровцы», Алла Пугачева, приехавшая вступать в партию, из которой уже вышел пригласивший ее Прохоров, произнесла проникновенную речь о доверии к миллиардеру. В свою очередь легитимный съезд «Правого дела», проведенный в то же время Дунаевым, постановил объявить перерыв до 20 сентября: до этого срока партии необходимо сформировать список и собрать подписи, чтобы «ПД» могло участвовать в выборах в Госдуму.

Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты скептически оценивают как политическое будущее самого Прохорова, так и шансы «Правого дела» попасть в парламент.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Комментарии экспертов

Максим Шевченко, журналист, политолог
Максим Шевченко, журналист, политолог
Партия – демократическая структура. И эту демократическую структуру Прохоров хотел превратить в свой политический салон. Вчерашние исключения из «Правого дела» руководителей партии – это вообще нонсенс, таких уставов не было у ВКП(б) и НДСАП. Полномочиями, которые Прохоров себе набрал, обладал разве что Петр Первый. И причина поражения олигарха – чудовищное высокомерие. Я сегодня как гость присутствовал на съезде партии «Правое дело», а то, что проводил Прохоров со своими «звездами», – это просто развлечение скучающих и интригующих от скуки людей, которые покупают недвижимость в Бруклине и вкладывают заработанные в России деньги в развитие Нью-Йорка. То, что Прохорова изгнали из партии, нельзя не приветствовать: это свидетельствует о том, что «Правое дело» освободилось от губительного соблазна денег и от странной привилегии быть придатком к публичному лицу. У «Правого дела» есть шансы бороться за Москву, Санкт-Петербург и местные законодательные собрания, роль которых будет повышаться. В регионах Кавказа партия, ориентирующаяся на малый и средний бизнес, очень нужна и сумеет сформировать крепкие работоспособные фракции. Эти фракции и должны в следующей кампании стать основой борьбы за кресла в Государственной думе.

Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве
Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве
Прохорову, конечно, удастся зарегистрировать новую партию. Но в этих выборах он участвовать уже точно не сможет. Согласно законодательству, на момент указа президента партия должна иметь половину региональных отделений. Никаких отделений у новой партии Прохорова нет. А вот в выборах 2016 года Прохоров вполне сможет поучаствовать, но это – деньги, и зачем ему в это ввязываться, не очень понятно. Без Прохорова «Правое дело» имеет не очень серьезные шансы, без его денег и пиарщиков партия снова впадет в анабиоз и даже 5% на выборах не наберет.

Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов
Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов
Избирательная кампания уже началась, и у Прохорова в ней нет никаких шансов. То, что к нему на съезд приехали разные пожилые артисты, впрочем, свидетельствует о том, что уже после выборов создать партию Прохоров сможет. Но произошедшее должно вызвать сильное разочарование у либерального электората, а это 7–10%, он и так расколот на сторонников разных партий и движений, поэтому ни одна из этих партий не имеет возможности преодолеть семипроцентный барьер. Случай с «Правым делом» – диагноз: правые не попадут в Думу и будут винить в этом всех, кроме себя. Кроме того, удивительны двойные стандарты либералов. Индивидуальным решением Прохоров тоталитарно исключал из партии всех, кого хотел. Извините, но такими полномочиями даже Сталин в КПСС не обладал. То есть у правых одна логика – для кухонь (творим, что хотим), другая – для улиц (мы за демократию).

Владимир Соловьев, телеведущий
Владимир Соловьев, телеведущий
Я был в кулуарах съезда «Правого дела» в ЦМТ, общался с теми, кого называли «рейдерами». И, честно говоря, меньше всего они похожи на рейдеров. Первым, кого я увидел, был Григорий Томчин, один их давних идеологов правых: он политикой занимался, когда Прохоров еще в школу ходил. Затем я видел Надеждина, который задавал всем один и тот же вопрос: «Почему вы не с Прохоровым?» И ответ был одним и тем же: лидер партии оказался не с партией. Люди не видели элементарного уважения к себе и региональным отделениям. Как сказал Георгий Бовт, «я подписывался на то, чтобы партией управлял Прохоров, а не группа непонятных пиарщиков, говорящих от его имени». Борис Надеждин рассказывал о том, что люди в регионах поверили Прохорову и вкладывали в кампанию свои деньги и вдруг выяснилось, что не дозвониться до лидера партии, что с ними разговаривают секретарши. Я уверен в том, что нельзя управлять партией как бизнес-проектом. Прохоров решил, что купил бизнес-актив, совершенно не поняв, что в партии были люди со своими ожиданиями. Эти ожидания оказались обманутыми. Кроме того, Прохоров – совершенно бездарный управленец. У него забрали партию те же люди, которых он три месяца назад поставил на руководящие должности. Как это возможно? Это значит, что ты не видишь, не чувствуешь, не общаешься. И все подтвердили: с ними никто не общался, кроме непонятных секретарей. Я думаю, что, если бы Прохоров пришел бы к своим соратникам, начал бы с ними разговаривать, он смог бы перехватить ситуацию. Увы, по итогам противостояния правая идея закатана в асфальт. Ясно, что у «Правого дела» нет шансов на прохождение в Думу, и сам Прохоров меня огорчил. Вся эта борьба с одним чиновником – это же просто дискредитация самой идеи политики. И высказывания о том, что, мол, президент и премьер «не знают, что происходит», из той же серии: извините, но все мы взрослые люди. Политического будущего у Прохорова нет.

Павел Святенков, политолог
Павел Святенков, политолог
То, что Прохоров сможет создать партию с нуля, – очень сомнительно. Следующие выборы состоятся в 2016 году, и маловероятно, что миллиардер пять лет будет заниматься партийным строительством. Кроме того, партийное законодательство в части регистрации довольно сурово, и еще не факт, что партию вообще зарегистрируют. Никакой поддержки в Кремле Прохоров не имеет. Что касается «Правого дела» без Прохорова, то есть два варианта. Первый: партия просто утвердит срочно какой-то список, без «звезд», без статусных людей, и «ПД» будет на выборах бороться с «Патриотами России» за 1% голосов. Вторая возможность – резкое репозиционирование, привлечение новых людей, например из числа перспективных националистических лидеров. Если «Правое дело» после такого шага сделает главным акцентом проблему миграции, скажем, то оно может попасть в Госдуму. Но эти меры нужно предпринимать быстро, и если не успеть, то партия развалится и уйдет в небытие.

Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Глеб Павловский, президент Фонда эффективной политики
Прохоров, безусловно, обострил ситуацию, создал кризис внутри предвыборной кампании. История с его противостоянием Кремлю затрагивает систему политического управления, повышает внимание к Прохорову и увеличивает его политическую капитализацию. Но новая партия, которую создает Прохоров, не имеет шансов, и, главное, она не имеет цели: борьба с отдельно взятым чиновником – это нелепая цель для партии. Прохоров как лидер партии должен был бороться за «Правое дело», а он пожертвовал партией, разменял ее на индивидуальный жест. Этот жест очень драматичен, он понравится либеральной общественности, но она бесполезна для партийного строительства. В итоге политически Прохоров проигрывает, а драматически – выигрывает.

Сергей Минаев, писатель, публицист
Сергей Минаев, писатель, публицист
У «Правого дела» есть шанс попасть в Государственную думу, если партию возглавит известный, харизматичный человек. Не знаю, кто именно. Пусть хотя бы Стас Михайлов. Что касается Прохорова, то о его перспективах стоит поговорить лет через пять, накануне следующих парламентских выборов. Я не знаю, удастся ли ему вне парламентского поля создать и удерживать столько времени партию.

Павел Данилин, политолог
Павел Данилин, политолог
После произошедшего электоральные перспективы «Правого дела» я оцениваю в 1%, максимум 1,5%. На мой взгляд, нет никакой возможности, чтобы этот результат поднять.<br>Что касается Прохорова как лидера либерального крыла, то я бы его так не называл. Лидером либералов не может быть диктатор. Дело в том, что все произошедшее в партии является прямым следствием диктаторских ошибок, которые были совершены при менеджменте Михаила Прохорова.<br>Главная ошибка, на мой взгляд, заключается в том, что Прохоров отнесся к «Правому делу» как к бизнес-мероприятию, в котором он волен уволить любого человека, который ему не нравится, изменить любое подразделение, которое не по вкусу, нанять штрейкбрехеров на замещение.<br>Однако партия - это общественный политический механизм, который нельзя приватизировать одному человеку. Партия выражает интересы не одного человека, каким бы богатым он ни был, а интересы всей общественной структуры, и в том числе электората. Михаил Прохоров забыл об этом. Его постоянные увольнения, исключения из партий целых региональных отделений, которые не он создавал, постоянный раскол, который происходил в связи с выдвижением довольно странных и неоднозначных персонажей (таких, как Ройзман) не могли не привести к возрастанию непонимания в партии. Как результат мы видим закономерный раскол на съезде.<br><a href= http://actualcomment.ru/theme/2018.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>.