Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.
10 комментариевМиллиард алых роз
Эксперты: "Правое дело" хочет попасть в Думу, но не может
Съезд партии «Правое дело», который пройдет 14–15 сентября, должен дать ответ на вопрос об эффективности громкой и дорогостоящей медийной кампании, которую провели правые летом. По мнению экспертов, ответ этот будет неутешительным, но шансы на попадание в парламент партия Прохорова все еще сохраняет.
Съезд партии «Правое дело» – это своеобразный рубеж предвыборной кампании: аутсайдеры – «Патриоты России» и «Яблоко» – свои мероприятия провели, и теперь в дело вступают игроки, имеющие хотя бы теоретические шансы на попадание в Госдуму. Логично в этом смысле, что последней свой съезд проводит «Единая Россия», в чьей победе не сомневаются даже оппоненты.
За лето в «Правом деле» произошли серьезные изменения, и газета ВЗГЛЯД выяснила у экспертов, помогут ли партии Прохорова предпринятые усилия.
«Замкнуто на Прохорове»
#{image=541238}«Правое дело», образовавшееся из СПС, Демократической партии России и «Гражданской силы», было обречено прозябать на задворках российской партийной системы, но летом правых триумфально возглавил бизнесмен Михаил Прохоров. Первое, что сделал миллиардер, – упразднил многовластие, приведя «Правое дело» к стандарту, согласно которому вся внутрипартийная дискуссия ведется в известных рамках. То же и с КПРФ, где последнее слово всегда остается за Геннадием Зюгановым, и со «Справедливой Россией», где решения принимает Сергей Миронов. О ЛДПР Владимира Жириновского и говорить нечего.
Либеральные партии до Прохорова всегда пытались играть в демократичность принятия решений, придумывая «президиумы» или «советы», но никаких видимых результатов на выборах это не принесло, а сами партии достаточно быстро уходили в политическое небытие.
Однако, по мнению гендиректора АПЭК Дмитрия Орлова, и единовластие не слишком помогает «Правому делу»: «Коалиционный характер для настоящей правой партии был бы гораздо более уместен. Элита «Правого дела» и элита правых всегда состояла из нескольких групп, и коалиционное обсуждение при едином технологическом руководстве – этот механизм был бы наиболее эффективен».
«Правое дело» действительно провело заметную кампанию, но социология не показывает роста электоральной поддержки, потому что все замкнуто на Прохорове, а его команда – внешняя по отношению к «Правому делу». То есть активность не отвечает запросам электората: новых избирателей нет, а базовый электорат уходит, в основном из-за презрительного к себе отношения», – заявил Орлов в интервью газете ВЗГЛЯД.
«Серьезная задача»
- Евгений Минченко: Пугачева Прохорову не поможет
- Прохорова пытаются столкнуть в нишу «Справедливой России»
- В программе партии Михаила Прохорова появились ультралевые идеи
- Михаил Прохоров: В нашем сознании превалирует идея монархии
- Михаил Прохоров пообещал сделать «Правое дело» первой партией России
Несмотря на очень активную летнюю кампанию, рейтинг «Правого дела», по замерам всех социологических служб, остался на крайне низком уровне в 1–2%.
У самой партии другая информация: член федерального политсовета правых Борис Надеждин в комментарии газете ВЗГЛЯД заявил о том, что за лето резко выросли и узнаваемость Михаила Прохорова, и рейтинг партии, а «Правое дело» рассчитывает набрать более 15%.
Однако, по словам генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, летом рейтинги всех партий зафиксировались на определенном уровне и не росли, дорогостоящие информационные кампании не могли помочь, потому что не затрагивали не определившихся избирателей.
«Но ситуация меняется, – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД Федоров. – Люди определяются в последние несколько месяцев, и у «Правого дела» есть шанс с 1–2% вырасти в четыре раза – до 8%. Такой резкий рост за три месяца – это очень серьезная задача, но в истории были примеры: скажем, «Родине» в 2003 году нечто подобное удалось».
Федоров полагает, что «Правое дело» еще может попасть в резонанс с общественным запросом на «новую силу»: «Этот запрос ведь не идеологический, а просто желание новизны. Особо правых идей партия не демонстрирует, но правый либеральный электорат существует, и если Прохоров будет работать на него, то в Думу партия может попасть, хотя, повторюсь, это очень непросто».
Светская хроника и инновационный класс
Не повлияли на рейтинг партии Прохорова и скандалы, которые стали самыми заметными этапами развития нового «Правого дела»: газета ВЗГЛЯД писала о них очень подробно. Сначала у партии демонтировали в нескольких регионах билборды, а затем Борис Надеждин дал ставшее предметом крайне резкой реакции самого Прохорова интервью о том, что «Правое дело» готово сотрудничать с националистами.
По мнению экспертов, медийная активность такого рода обеспечила «Правому делу» узнаваемость, но скорее оттолкнула от партии избирателей.
Как заявил в интервью газете ВЗГЛЯД консультант по стратегическому планированию Иван Огнев: «Для той аудитории, которая может проголосовать не столько за Прохорова, сколько за концепт развития, им предложенный, использование скандалов – неправильный путь. Я думаю, что в случае с Надеждиным и националистами – «так получилось», а вот в истории с билбордами явно видна рука организованного скандала».
По мнению Огнева, медийные истории могут повлиять на узнаваемость, но, во-первых, не в той аудитории, а во-вторых, на очень короткий срок. «Нужно понимать, что 15–20% избирателей готовы воспринять правые идеи, но ведь они негативно относятся только к чиновникам, а не к власти в целом. Люди нового инновационного класса, а именно они – база поддержки «Правого дела», приспосабливаются к системе, работают в ней. С этой аудиторией нужно работать путем вовлечения в активную деятельностью, но не в один проект, а в различную деятельность. Прохоров как крупная фигура должен выступать в роли создателя условий для реализации активности: он должен собирать среду, в которой должны аккумулироваться предложения, – только так «Правое дело» может победить, а вот светская хроника типа программы «Ты не поверишь!» на НТВ (бесконечный сериал «Алла Пугачёва и другие») не интересует инновационный класс» – уверен Огнев.
Потери и приобретения
Кроме работы на аудиторию, которая является основным потребителем «светской хроники», «Правое дело» летом успело привлечь на свою сторону несколько известных персонажей, среди которых оказались руководитель фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман*, журналист Александр Любимов, режиссер Павел Лунгин и певица Алла Пугачева. Отказались от участия в кампании «Правого дела» актеры Чулпан Хаматова и Евгений Миронов, лидер ДДТ Юрий Шевчук и писатель Борис Акунин.
Звезды тоже не дали партии существенного роста рейтинга, хотя, по словам главного редактора сайта «Мнения.ру» Кирилла Мартынова, только они и могут помочь «Правому делу» обрести собственное лицо.
«Единственная проблема «Правого дела» – это даже не невнятная программа и традиционное отсутствие у нас праволиберального электората. Вся беда олигарха Прохорова в том, что о его партии никто не знает. Если это будет партия Ройзмана и Пугачевой, то, возможно, о ней кто-то вспомнит, попав в воскресенье, 4 декабря, в кабинку для голосований» – отметил Мартынов в интервью газете ВЗГЛЯД.
Но и этот исход многие эксперты считают слишком удачным: по едва ли не всеобщему мнению, если партия Прохорова проиграет выборы, бизнесмену, который заявляет о том, что пришел в политику надолго, придется от «Правого дела» отказаться.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом