Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

2 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
5 апреля 2011, 11:39 • Политика

«Латвия станет изгоем»

Татьяна Жданок: Не заметив резолюции, Латвия станет изгоем

«Латвия станет изгоем»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Мария Сусликова

«В случае с Латвией текст резолюции сохранил всю остроту. Латвия просто не имеет права теперь от этого отмахнуться», – заявила газете ВЗГЛЯД депутат Европарламента от Латвии, лидер объединения «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ) Татьяна Жданок, комментируя резолюцию Совета Европы о положении нацменьшинств в прибалтийском государстве. Европейское заключение, убеждена она, поможет восстановить русскоязычных в их правах.

Совет Европы, проанализировав соблюдение Латвией конвенции по защите прав нацменьшинств, пришел к выводу, что Рига игнорирует положения этого документа.

А здесь совершенно другое отношение, и, проигнорировав это заключение, власть потеряет лицо

«Нацменьшинства Латвии не получают полностью тех выгод, которые заложены в Рамочную конвенцию», – говорится в резолюции, обнародованной СЕ на прошлой неделе.

Изначально латвийский МИД, впрочем, трактовал документ иначе. В частности, в ведомстве утверждали, что комитет министров СЕ похвалил страну за прогресс в области интеграции общества и соблюдения прав нацменьшинств, умолчав о том, что общий настрой комитета вовсе не комплиментарен.

Так, в резолюции указывалось, что меньшинства в Латвии лишены возможности общаться с государственными органами на своем родном языке и использовать родной язык в топографических указателях. Комитет также выразил озабоченность в связи с ужесточением профессиональных требований к владению государственным языком и призвал прекратить дискриминацию по языковому признаку на рынке труда.

Кроме того, у комитета министров вызывал беспокойство тот факт, что неграждане лишены возможности активного участия в общественной жизни Латвии, включая возможность голосования на местных выборах. Тревогу комитета вызвал и сам факт безгражданства и наличия большого числа неграждан в этом государстве.

О том, как повлияет появление резолюции на положение русскоязычных в Латвии, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказала депутат Европарламента, лидер латвийской ЗаПЧЕЛ Татьяна Жданок.

Татьяна Жданок (фото: пресс-служба партии ЗаПЧЕЛ)

Татьяна Жданок (фото: пресс-служба партии ЗаПЧЕЛ)

ВЗГЛЯД: Почему латыши два с половиной года блокировали публикацию данных, о которых в понедельник стало известно официально? Чего боятся в МИД Латвии?

Татьяна Жданок: Речь не идет о блокировании информации. МИД Латвии мог частично раскрывать данные, но имел право этого не делать. Совет Европы его к этому не обязывает.

Дело в том, что есть определенная процедура публикации решений комитетов СЕ по конвенциям. Сначала материал отправляется правительству. Идея в чем? Дать руководству страны возможность проявить добрую волю и улучшить ситуацию без лишнего шума. Ведь ошибки могут быть не злостные, а просто по неведению или неумению решать какие-либо проблемы.

Проблема в том, что в данном случае, как нам кажется, латышское правительство не собиралось ничего исправлять. И просто оттягивало судный день. Удивительна и позиция СЕ. Обычно в дипломатии министры пытаются смягчить оценки экспертов, в конечной редакции документа пропадают критические моменты. В случае с Латвией текст резолюции сохранил всю остроту. Латвия просто не имеет права теперь от этого отмахнуться.

ВЗГЛЯД: Каковы перспективы решения наболевших проблем нацменьшинств после официального принятия документа?

Т. Ж.: К сожалению, в Латвии наблюдается обратная тенденция. Запущен маховик инициативы референдума о законодательной инициативе, которая принципиально ухудшит ситуацию.

Если сейчас сохраняется возможность получения среднего образования на родном языке, то теперь речь идет о том, что пропорция 60/40 (60% на латышском, а остальное – на языках меньшинств – прим. ВЗГЛЯД) может быть отменена.

Таким образом, все финансируемое государством образование, начиная с начальной школы, будет только на латышском языке. К сожалению, в пользу инициативы было собрано 10 тыс. подписей, что требуется по процедуре. И есть вероятность, что это число вырастет на 10%.

ВЗГЛЯД: Касательно не только образования, а всего остального – каковы теперь планы у русскоязычной оппозиции?

Т. Ж.: Мы не собираемся складывать оружие. В заключении комитета по Рамочной конвенции кроме названных вами образования и прав неграждан многое говорилось еще об использовании языка в самоуправлении, в местных органах власти... Это называется официальный статус языка на региональном уровне.

Так вот мы сейчас инициировали еще одно заявление в Конституционный суд. Первоначально мы подали что-то вроде теоретического обоснования. Нам Конституционный суд указал, что недостаточно информации о том, как разные самоуправления относятся к обращению на русском языке.

Сейчас мы готовим обращения в разные самоуправления, обобщаем информацию, чтобы подать уточненное обращение в Конституционный суд. То есть мы хотим, чтобы Конституционный суд Латвии признал, что латвийский закон нарушает нормы Рамочной конвенции об использовании на местном, локальном уровне языков нацменьшинств.

Я уверена, что, учитывая содержание заключения комитета министров Совета Европы, мы получим в конце концов положительное заключение латвийского Конституционного суда, что, в общем-то, заставит законодателя задуматься.

Вопрос с языком очень конфликтный. Так, одна из общественных организаций выступила с инициативой сделать русский вторым государственным в ответ на намерение властей запретить образование на русском.  По такой же процедуре им нужно собрать 10 тыс. подписей для прохождения такого закона. И уже более 5 тыс. подписей ими собрано.

ВЗГЛЯД: Резолюция носит рекомендательный характер. Будет ли послание от Совета Европы иметь юридически значимый вес? Сможете ли вы, например, ссылаться на нее в национальных судах?

Т. Ж.: Рекомендательный характер не означает юридический. Но дело в том, что здесь будут ссылаться не на суды, а на другие ветви власти, потому что латвийский законодатель не может не считаться с этим заключением. Как я говорила, если бы это было не заключение экспертов, то коллеги из других стран как бы погладили бы по головке латвийское законодательство... А здесь совершенно другое отношение и, проигнорировав это заключение, власть потеряет лицо. Латвия станет изгоем. Есть случаи, когда не выполняются рекомендации европейских структур. Турция этим грешит. Но Латвия пока все-таки старается выполнять эти требования.

ВЗГЛЯД: Новый цикл надзора европейцев за выполнением Латвией требований Рамочной конвенции начнется в конце 2011 года. Будет ли что-то новое?

Т. Ж.: Это будет ясно в конце 2011 года. Такое же четкое положение есть в Финляндии для шведского языка. То, что предлагают радикалы, то, что подано в избирательную комиссию Латвии, то есть финансирование государственного образования только на латышском языке – это уже просто вопиющее нарушение Рамочной конвенции. Тогда Латвия должна выйти из конвенции и вообще из Совета Европы.

ВЗГЛЯД: Кто выступает в качестве наблюдателей?

Т. Ж.: Формируется некий экспертный совет. Привлекаются специалисты, как правило, из ПАСЕ и академической среды, специалисты в области права.

..............