Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментария«Это инициатива отдельных личностей»
Леонид Бондарец: В киргизской власти борются два течения
«Не секрет, что наш президент Роза Отунбаева иногда делает демонстративные жесты, которые должны подчеркнуть ее приверженность Америке», – так прокомментировал видный киргизский политолог Леонид Бондарец инициативу переименовать «русские» географические названия.
Национальная комиссия по развитию государственного языка при президенте Киргизии предложила заменить «несвойственные киргизам» названия населенных пунктов. Переименовать предлагается прежде всего русские села и города: Васильевка, Константиновка, Лебединовка, Малиновка, Алексеевка и другие.
В Киргизии много раз пытались вытравить память о России и Советском Союзе, но ничего из этого не получалось
Только в Чуйской области комиссия насчитала 150 «испорченных и искаженных» населенных пунктов. В опубликованном обращении членов комиссии говорится, что Киргизия «забыла, что уже давно вышла из-под контроля России». В связи с этим они считают необходимым «внести свой вклад в установление исторической правды, чтобы вернуть исконные исторические названия необоснованно русифицированным населенным пунктам». Также комиссию возмущает обилие географических названий в честь, как написано в обращении, «пришлых людей, которые неизвестно какие подвиги совершили для киргизов на земле Манаса».
О том, что стоит за этим обращением и каковы шансы у жителей Алексеевки проснуться жителями совсем другого населенного пункта, ВЗГЛЯД побеседовал с известным киргизским политологом Леонидом Бондарцом.
Отметим, что спустя несколько часов после того, как было взято интервью, президент Киргизии Роза Отунбаева уволила председателя Национальной комиссии по государственному языку при президенте Азимжана Ибраимова. На сайте главы республики причины увольнения не указаны. Таким образом, прогноз Бондарца, что инициатива будет пресечена Бишкеком, очень быстро подтвердился.
ВЗГЛЯД: Леонид Мирославович, как вы считаете, зачем понадобилось переименовать «русские» названия и почему эта инициатива появилась именно сейчас?
Леонид Бондарец (фото: stan.kz) |
Леонид Бондарец: Это инициатива отдельных личностей, которые находятся во власти. Не секрет, что наш президент Роза Отунбаева иногда делает демонстративные жесты, которые должны подчеркнуть ее приверженность Америке, показать Западу, что она – «своя», а не «пророссийская». Простой пример: она побывала на американской авиабазе «Манас», но почему-то игнорировала российскую авиабазу в Канте, хотя именно эта база входит в систему ОДКБ, организации, в которую в том числе входит и Киргизия. Я вижу в инициативе Национальной комиссии очередной такой же демонстративный жест. Зачем он понадобился? Сложно сказать.
Сейчас в киргизской власти борются два течения. Одно из них ориентировано на возобновление нормальных отношений с партнерами по ОДКБ и СНГ, другое, наоборот, выступает за их разрыв (хотя что это даст народу Киргизии, я не знаю: за 20 лет я не помню, чтобы США нам оказали какую-либо реальную помощь в улучшении экономической ситуации в республике). Я думаю, что инициатива Нацкомиссии во многом является проявлением этой борьбы.
- Свой первый визит новый киргизский премьер нанесет в РФ
- В Киргизии люди экс-президента Бакиева возвращают власть
- Киргизия захотела в Таможенный союз и ЕЭП
- Киргизия попыталась вернуться в правовое поле
- К власти в Киргизии вернулись люди Аскара Акаева
ВЗГЛЯД: Останется ли инициатива Нацкомиссии на бумаге, или на самом деле это произойдет?
Л. Б.: Мне вспоминается история с переименованием улицы Советская в Бишкеке. Переименовать-то ее переименовали, но как называли ее улицей Советской, так и называют по сей день. А теперь ведь речь идет о переименовании населенных пунктов, которые даже не в советское время появились, а еще до революции, которые изначально основывались русскими поселенцами и изначально носили русские названия. Вы понимаете, в Киргизии много раз пытались вытравить память о России и Советском Союзе, но ничего из этого не получалось. И в этот раз ничего не получится. Ведь подавляющее большинство населения страны относится доброжелательно к России, и вряд ли эти переименования, даже если они на самом деле произойдут (в чем я не уверен), что-то изменят.
#{smallinfographicleft=427336}ВЗГЛЯД: Если переименование все-таки произойдет, то как это будет воспринято в киргизском обществе?
Л. Б.: Вы знаете, у киргизского общества сейчас есть куда более насущные проблемы, чем переименование городов и деревень. Экономическая ситуация в стране тяжелая. К сожалению, после апрельского переворота даже те экономические проекты, которые развивались при Бакиеве, заморожены. Основные усилия наше руководство направило на решение политических вопросов – вроде изменения формы правления на западный манер. А это попытка строить, как говорили в советское время, надстройку без базиса. Надо сначала накормить народ, а потом заниматься всем остальным. Сейчас же даже наблюдатели ЕС признают, что идет массовое обнищание народа. Недавно выступал Азимбек Бекназаров (бывший вице-премьер правительства – ВЗГЛЯД) и сказал, что ситуация в стране настолько плоха, что может произойти новый переворот. Увы, я вынужден с этим утверждением согласиться.
ВЗГЛЯД: Наблюдается ли в киргизском обществе рост националистических настроений, и, если новые потрясения произойдут, против кого будет направлено недовольство? Какая нация больше всего пострадает: русские, узбеки?
Л. Б.: Пострадают, как водится в любом межнациональном конфликте, простые люди – вне зависимости от национальности. Что касается роста националистических настроений, то на фоне резкого падения уровня жизни этот рост, конечно, есть, его не может не быть. Только надо учитывать, что раздражающим фактором, провоцирующим конфликт, может быть не наличие или отсутствие какого-то географического названия, а совсем другое.
На бытовом уровне в Киргизии никаких межнациональных проблем нет и не было: тут все жили в мире, киргизы, узбеки, дунгане, уйгуры, русские, татары, азербайджанцы. Проблемы возникают на уровне правительства, когда начинают делить власть и говорить: ты оттуда – значит, тебя на такую-то должность не поставят или, наоборот, поставят. Дальше конфликты «в верхах» эхом доходят до низов, и начинается катаклизм. Хотелось бы этого избежать.