Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
3 ноября 2011, 17:18 • Политика

«Россия должна вести себя очень жестко»

Михаил Любимов: Шансы вызволить Виктора Бута есть

«Россия должна вести себя очень жестко»
@ Dmitry Rozhkov/wikipedia.org

Tекст: Андрей Резчиков

«При случае можно кого-то задержать, арестовать и судить. Тогда можно чего-нибудь добиться и произвести обмен. Хотя будет большой скандал. Обыкновенными заявлениями из американцев ничего не выбьешь», – сказал газете ВЗГЛЯД бывший разведчик Михаил Любимов. Он уверен, что Россия не должна смягчать тон в своих требованиях к США освободить Виктора Бута.

Москва жестко отреагировала на вердикт присяжных суда Нью-Йорка, признавшего россиянина Виктора Бута виновным по всем пунктам выдвинутого против него обвинения. В российском МИДе указали, что американские власти пренебрегли нормами международного права.

Россия должна вести себя очень жестко. Всегда можно найти предлог и кого-нибудь арестовать, а потом обменять баш на баш с американцами

«Абсолютно недопустимо, что во время этой «операции» с участием сотрудников спецслужб США, а затем в ходе следствия к нему (Буту) применялись противоправные методы физического и психологического воздействия, входящие в противоречие с соответствующими международно-правовыми нормами и международными обязательствами США», – заявил представитель ведомства Александр Лукашевич.

Бут признан виновным по всем четырем пунктам обвинения: преступный сговор, продажа крупной партии оружия, заговор с целью убийства американских военнослужащих и должностных лиц, материальная поддержка террористической организации, а также сговор с целью продажи ракет «земля-воздух». Каждый из пунктов обвинения предусматривает наказание от 25 лет лишения свободы до пожизненного тюремного заключения.

В связи с обещанием МИДа эксперты уже начали обсуждать шансы Бута на экстрадицию в Россию хотя бы после приговора – например, чтобы отбывать наказание в российской «зоне» либо в обмен на кого-либо из американских агентов, разоблаченных в России.

Адвокаты Бута признались, что пока не слышали о такой возможности. Как пишет в четверг газета The New York Times, адвокат Кеннет Каплан назвал подобные сведения «лишенными оснований слухами». В том же духе высказался бывший куратор вопросов по борьбе с терроризмом времен президентства Джорджа Буша-младшего Хуан Сарате. «Власти США вряд ли решат, что в их интересах возвращение Бута в Россию, где он вполне может быть отпущен на свободу», – полагает Сарате.

О том, какими путями можно было бы вернуть Бута на родину и какую цену может заплатить Москва, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал ветеран Службы военной разведки, писатель Михаил Любимов.

ВЗГЛЯД: Михаил Петрович, у России есть шансы вернуть Виктора Бута?

Михаил Любимов: Шансы есть. Но Россия должна вести себя очень жестко. Всегда можно найти предлог и кого-нибудь арестовать, а потом обменять баш на баш с американцами. В США правосудие возведено бог знает во что, но при этом может вмешаться президент, поэтому это очень тяжелый разговор. Я искренне сочувствую Буту.

ВЗГЛЯД: Вы доверяете американскому обвинению?

М. Л.: Совершенно нет. Сам метод американский, когда они подставляют своих агентов, а агенты провоцируют потенциального обвиняемого на какие-то высказывания, которые могут интерпретироваться не в его пользу, порочный, это метод провокации, по сути дела. Я понимаю, что трудно собирать улики, вот американцы постоянно и используют провокации. Это, по-моему, юридически не обосновано, а в России – вообще запрещено.

ВЗГЛЯД: Адвокаты Бута отрицают, что возможен обмен на человека, который сейчас отбывает заключение в России. Но вы все-таки верите в такой вариант?

М. Л.: При случае можно кого-то задержать, арестовать и судить. Вот и все. Тогда можно чего-нибудь добиться и произвести обмен. Хотя будет большой скандал. Но обыкновенными заявлениями из американцев ничего не выбьешь.

ВЗГЛЯД: Почему только «при случае»? Россия успешно вызволила «группу Чапман и других» летом прошлого года. Можно ли вернуть Бута, обменяв его на уже осужденного изменника?

М. Л.: Если у нас еще есть в запасе изменники родины, то это может сработать. Но беда в том, что, на мой взгляд, тот обмен был не совсем адекватный. Потому что наших десятерых агентов никто не сажал, им нечего было предъявить серьезного. А в России предатели были осуждены на большие сроки. Мне кажется, обмен был неэквивалентный.

ВЗГЛЯД: А если требовать экстрадиции Бута при условии, что он досидит в российской тюрьме?

М. Л.: Я сомневаюсь, потому что американцы упрямы. Они как упрутся – их с этой позиции не сдвинешь. Попытаться можно, но что из этого выйдет – это большой вопрос.

ВЗГЛЯД: Дело Бута не навредит «перезагрузке»? Политические рычаги давления у России есть? 

М. Л.: В принципе, есть, в этом вопросе, конечно, надо выдерживать жесткую линию... По-моему, вся эта «перезагрузка» – фарс. Я не вижу никакой «перезагрузки». Вижу очень твердую политику Соединенных Штатов. И вижу, что Штаты действуют исключительно в собственных интересах и не идут на уступки России, да и не пойдут. Это мы видим хотя бы по тому, как идут переговоры по проблематике противоракетной обороны.

ВЗГЛЯД: Вы слышали про случаи, когда не Бут, а другие теневые бизнесмены тайком сбывали бы российское оружие колумбийским партизанам? 

М. Л.: Это у них надо спросить. Но опять же: американцы узнали об этом через своего подставного агента. А агент может свидетельствовать все, что угодно. Что выгодно следствию, то он и будет говорить. Так что я считаю, что Бута надо выпустить из тюрьмы.

..............