Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
11 комментариевПокойник виноват
Назван заказчик убийства Георгия Гонгадзе
Десять лет понадобилось украинским следователям, чтобы назвать имя заказчика убийства журналиста Георгия Гонгадзе. Им оказался бывший глава МВД Украины Юрий Кравченко, который, по официальной версии, застрелился в марте 2005 года. О том же, кто мог приказать самому Кравченко, остается лишь догадываться.
О том, что именно Кравченко, скорее всего, отдал приказ о ликвидации, знали все, кто читал в Интернете расшифровку скандально известных записей майора Мельниченко, сделанных в кабинете прежнего президента Леонида Кучмы. Теперь следствие косвенно подтверждает их правдивость. Правда, ограничиваясь только одним официальным лицом, который озвучил заказ убийце.
13–14 сентября 2000 года в своем служебном кабинете Кравченко Ю. Ф. устно отдал явно преступный приказ убить журналиста Гонгадзе
Георгий Гонгадзе был убит осенью 2000 года. Его обезглавленное тело было найдено в лесу недалеко от Киева. После того как в 2009 году оперативникам удалось задержать главного подозреваемого исполнителя – Алексея Пукача, бывший генерал МВД показал место, где была закопана голова журналиста.
Во вторник в пресс-службе Генеральной прокуратуры Украины газете ВЗГЛЯД подтвердили, что единственным заказчиком и подстрекателем этого убийства является тогдашний министр внутренних дел Юрий Кравченко.
Кроме того, пресс-служба Генпрокуратуры сообщила, что досудебное следствие по уголовному делу по обвинению Алексея Пукача в убийстве Гонгадзе заканчивается.
«С 15 сентября этого года мать погибшего журналиста, жена и их адвокат могут начать ознакомление с материалами дела», – говорится в сообщении. При этом представитель вдовы Георгия Гонгадзе Мирославы Валентина Теличенко не исключает, что потерпевшие в деле будут просить суд отправить дело на дорасследование.
Юрий Кравченко (фото: ИТАР-ТАСС) |
«Из-за того что объем материалов дела большой, для их изучения потребуется пара месяцев, после чего мы сможем сделать выводы о полноте следствия», – сказала Теличенко в интервью журналистам во вторник. После того как материалы дела изучат потерпевшие, к ознакомлению с документами сможет приступить Пукач. До передачи дела в суд следствие должно подготовить обвинительный вывод.
В документе же, который попал в руки коллегам Георгия из основанной им интернет-газеты «Украинская правда», действия бывшего министра описываются так: «...Примерно 13–14 сентября 2000 года в своем служебном кабинете в городе Киеве по улице Богомольца, 10, министр внутренних дел Кравченко Ю. Ф. устно отдал начальнику ГУКП МВД Украины Пукачу А. П. явно преступный приказ – убить журналиста Гонгадзе Г. Р. для прекращения таким образом журналистской деятельности».
- Источник: Заказчики убийства Гонгадзе названы
- Прокуратура Украины: Найден череп Георгия Гонгадзе
- Владимир Литвин: «Убийца» и «миротворец» из КГБ
- Соратнику Тимошенко грозит уголовное дело
- Виктор Янукович преподнес в подарок Украине формулу будущего
Далее сказано, что Пукач приказ осуществил, действуя «из личной заинтересованности и карьерных побуждений, не желая осложнять отношения с руководителем МВД Украины, а также рассчитывая снискать расположение Кравченко Ю. Ф. и получить повышение по службе и повышение специального звания работника милиции».
В окончательной редакции постановления о привлечении Пукача в качестве обвиняемого ему предъявлено обвинение по ряду статей действующего Уголовного кодекса, а также кодекса в редакции 1960 года. В частности, его обвиняют в превышении полномочий и умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах. Максимальная санкция, предусмотренная этими статьями, – пожизненное заключение.
Президент Института проблем региональной политики и современной политологии журналист Дмитрий Корчинский считает убийство Гонгадзе «вечной темой» и утверждает, что «истина никогда не будет найдена». В интервью газете ВЗГЛЯД Корчинский заявил, что на Украине «не бывает политических убийств, а есть политические самоубийства и политические несчастные случаи», имея в виду прежние признания Пукача о том, что Гонгадзе он убил случайно, не рассчитав силу, а на самом деле он должен был лишь припугнуть журналиста.
#{ussr}«Эта тайна будет с нами всегда!» – убежден Дмитрий. По его мнению, нынешнее резонансное заявление Генпрокуратуры о завершении расследования этого дела сделано исключительно в пику Ющенко, который обещал расследовать убийство журналиста и посадить заказчиков в тюрьму, но этого «оранжевыми» сделано так и не было.
«Сейчас очень многое делается для того, чтобы показать: вот «оранжевые» обещали и не сделали, а мы сделаем! Это нормально – вешать на покойников преступления. Обычно так всегда и делается», – поясняет политолог, уверенный, что именем Кравченко перечень заказчиков ограничится.
Такого же мнения придерживается и глава Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко. «С учетом смерти Кравченко невозможно доказать ни вину тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы, ни вину главы его администрации, нынешнего спикера Владимира Литвина. Я не уверен, что они действительно были виновны, но, как бы там ни было, сегодня это невозможно ни доказать, ни опровергнуть», – заявил эксперт в интервью газете ВЗГЛЯД.
Фесенко считает, что «суд на Пукачом состоится и версия Генпрокуратуры получит официальную форму». Доверяя озвученной версии, он, однако, считает, что корректнее было бы говорить не о том, что Кравченко – заказчик убийства Гонгадзе, а о том, что он отдавал приказ.
«Пукач показал, что приказ убить Гонгадзе он получил от Кравченко. И, скорее всего, это именно так. Логично, что генерал милицейского ведомства такой «щепетильный» приказ стал бы выполнять только, если он получил его от самого министра внутренних дел. Вряд ли он стал рисковать в другом случае», – рассуждает Фесенко.
«Однако кто сформулировал пожелание устранить неугодного журналиста генералу Кравченко, наверное, мы никогда не узнаем», – уверен он, добавляя, что даже пленки Мельниченко не дают прямого ответа на этот вопрос.
«На пленках есть раздражение Кучмы, разговор о том, выбросьте его или отдайте чеченам, но приказа убить Гонгадзе нет! Да, были там эмоции, но не более. Поэтому записи Мельниченко можно рассматривать лишь в контексте. Ну а и Кучма, и Литвин наверняка будут отрицать любую свою причастность к этому делу. Кроме того, давайте зададим классический вопрос: кому это выгодно? С точки зрения элементарной политической логики я не вижу никакой выгоды в физическом устранении журналиста ни для Кучмы, ни для Литвина», – поясняет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
При этом Фесенко предлагает рассмотреть контрверсию: «Я имею в виду связь «кассетного скандала» и дела Гонгадзе. На мой взгляд, провоцирование политического кризиса и втягивание в этот кризис президента страны, высших должностных лиц и силовиков выглядит спецоперацией. Поэтому связь между записыванием разговоров Кучмы и дальнейшей смертью Гонгадзе нуждается в рассмотрении. И это расследование могло бы принести свои очень неожиданные результаты!»
Напомним, трое сообщников Пукача, непосредственно участвовавших в убийстве журналиста, уже осуждены и отбывают длительные сроки наказания. В то же время Кравченко, которого следствие заподозрило в причастности к убийству, в 2005 году был найден мертвым на собственной даче. По официальной версии, он покончил с собой, причем успев дважды выстрелить себе в голову. Это произошло в тот день, когда он должен был пойти на допрос по делу Гонгадзе в Генпрокуратуру. При этом известно, что в предсмертной записке он написал, что не виноват в смерти журналиста и стал жертвой политических интриг.