Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Александр Григорьевич просто надоел»
Анатолий Лебедько: Лукашенко надоел многим
«Мы можем прийти к ситуации, когда итоги выборов не признает не только Запад, но и Россия», – заявил газете ВЗГЛЯД лидер Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолий Лебедько. Таким он видит возможный итог президентских выборов, проведение которых на декабрь во вторник назначил белорусский парламент.
Во вторник нижняя палата белорусского парламента назначила президентские выборы на 19 декабря. Решение депутатов уже продублировал Центризбирком республики. При этом официально полномочия нынешнего лидера истекли бы только в феврале, но депутаты мотивировали более ранний срок для выборов тем, что в этот день проголосует наибольшее число граждан, поскольку еще не начнутся студенческие каникулы и новогодние праздники.
Даже если Лукашенко напишет необходимые для себя проценты, то точка не будет поставлена. Это будет только запятая, потому что это не 2006 год, когда Россия ежегодно давала Белоруссии 8 млрд
Выдвижение кандидатов начнется 30 сентября. При необходимости второй тур выборов может состояться 26 декабря. В ближайшие дни Минск разошлет в международные организации приглашения для наблюдения за выборами.
О том, сможет ли действующий президент Александр Лукашенко в очередной раз переизбраться и как оппозиция намерена ему противостоять, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал председатель Объединенной гражданской партии Белоруссии Анатолий Лебедько.
ВЗГЛЯД: Анатолий Владимирович, дата президентских выборов в Белоруссии назначена на 19 декабря. Почему депутаты решили провести выборы в этом году? Не исключалось, что голосование назначат на февраль...
Анатолий Лебедько: Для нас объявление даты президентских выборов было секретом Полишинеля. Мы прогнозировали, что дату выборов объявят 7 сентября. Недельная задержка говорит о неуверенности в высших эшелонах белорусской государственной власти.
Анатолий Лебедько (Фото: ИТАР-ТАСС) |
Для власти это выбор между плохим и очень плохим. Чем дальше откладывалась дата проведения избирательной кампании, тем больше проблем появлялось у Лукашенко и его окружения. Если провести выборы до конца года, то можно смягчить некоторые проблемы. К примеру, проблемные переговоры с Москвой о ценах на энергоносители. Декабрь – это еще время переговоров, а в феврале станет ясно, в какую цену будут обходиться энергоносители Белоруссии и чем это грозит гражданам и стране.
Ясно, что ожидать ничего успешного не приходится. Лукашенко будет пытаться купить голоса избирателей. Это означает, что заработная плата бюджетникам и пенсии будут подниматься немотивированно. Все это никак не стыкуется с нашими экономическими успехами, а значит, тяжелым бременем ложится на бюджет и со временем отразится на ценниках в магазинах. Поэтому властям выгоднее провести выборы как можно раньше.
ВЗГЛЯД: Для оппозиции принципиально важно, в каком месяце выборы?
А. Л.: Для оппозиции дата, что декабрь, что февраль, не имеет принципиального значения. Это имело бы смысл, если бы выбор был между летом и зимой. Лучше, конечно, в теплое время, чтобы организовывать протест против фальсификаций, которые обязательно будут. У нас есть человеческий потенциал.
ВЗГЛЯД: Кто пойдет на президентские выборы от вашей партии?
#{ussr}А. Л.: Возглавляемая мной Объединенная гражданская партия выдвигает кандидатом в президенты Ярослава Романчука. Наш выбор обусловлен тем, что он экономист и политик. Сегодня кризис формирует определенный спрос на потенциального кандидата в президенты. Среди людей есть очень большое разочарование в том, что делает власть. Разочаровавшиеся во власти люди, однако, еще не пришли к оппозиции.
Эта та группа избирателей, которая ориентируется не на ценности свободы и демократии, а на прагматичные вещи: зарплату, медицину и образование. Романчук здесь очень выгодно отличается от всех других, включая и Лукашенко. Романчук зарекомендовал себя тем, что вырабатывал позитивную альтернативу для граждан в виде программ и проектов законов. Это один из наиболее серьезных оппонентов Лукашенко в избирательной кампании.
ВЗГЛЯД: Для регистрации кандидат должен собрать 100 тыс. подписей. Романчук соберет?
А. Л.: Для нас это реально. Мы все-таки одна из ведущих политических партий. Мы имеем инфраструктуру и дееспособную инициативную группу, которая решит этот вопрос. Действительно, общий потенциал оппозиции не очень велик. На реальный сбор подписей могут рассчитывать две–три инициативные группы, потому что на все группы будет оказываться колоссальное давление.
ВЗГЛЯД: Почему оппозиция отказывается от идеи выдвинуть единого кандидата в президенты?
А. Л.: Те процедуры, которые предлагались, к сожалению, не были приняты. Нельзя сказать, что тут все упирается в чистые амбиции. В 2001 и 2006 годах у нас был единый кандидат. Это значит, что опыт договариваться мы имеем. Но так сложились обстоятельства. Сегодня есть 12–13 человек, которые заявляют о президентских амбициях. А реально собрать подписи смогут три инициативные группы. Это значит, что между ними и будет решаться вопрос о перспективах единого кандидата.
ВЗГЛЯД: Между Москвой и Минском продолжается информационная война. Российский фактор насколько важен в избирательной кампании в Белоруссии?
- Лукашенко: Важнейшие задачи провалены
- Кремль отреагировал на демарш Лукашенко по Абхазии и РЮО
- Лукашенко: Я не давал обещаний признать Абхазию и Ю.Осетию
- Лукашенко: Не буду биться лбом в кремлевскую стену
- Лукашенко перекрыл транзит газа в Европу
А. Л.: Российский фактор будет присутствовать. Очевидно, что это будет первая избирательная кампания, когда Москва не будет никоим образом поддерживать Александра Лукашенко. Отказ Москвы от поддержки Лукашенко скажется на настроениях и части номенклатуры. Сама эта ситуация разрыхляет окружение Лукашенко. Как минимум для людей, которые работают на предприятиях, завязанных на Россию, эта тема очень чувствительна. Они, безусловно, будут реагировать на температуру отношений между Минском и Москвой. Если это тенденция на ухудшение, то это не будет способствовать росту их симпатий по отношению к Лукашенко.
ВЗГЛЯД: В Интернете появилась видеозапись, на которой человек, представившись бывшим сотрудником российских спецслужб, рассказал о существовании у Москвы планов физического устранения Александра Лукашенко. Это очередной этап информационной войны?
А. Л.: В то время, когда появился этот ролик, на белорусском телевидении в прайм-тайм показали кадры с совместной российско-белорусской пресс-конференции, которую мы проводили с нашими партнерами в Москве. Она была посвящена связям между двумя странами. На нашем телевидении резюмировали, что в Москве собралась белорусская оппозиция, которая говорила в том числе о том, что надо убить Лукашенко. Учитывая, что выход сюжета и появление ролика в Сети совпали по времени, я не исключаю, что корневая система здесь одна и та же.
Сейчас власти очень важно создать ощущение, что Лукашенко настолько значим и велик, что готовятся попытки его устранить. С одной стороны, это развязывает руки всем силовым структурам. У нас под этим можно зачищать пространство внутри страны. Мол, мы боремся с террористами, которые плетут заговоры против Лукашенко. И под эту статью можно подвести любую политическую организацию и политика.
ВЗГЛЯД: Александр Лукашенко официально еще не объявил о планах участвовать в выборах, но вы, тем не менее, ожидаете серьезных фальсификаций. Вы считаете, что рейтинг президента так упал?
#{interviewpolit}А. Л.: Это говорит социология. Рейтинг Лукашенко достиг 35%, и рост застопорился. В прошлой кампании у Лукашенко реально было 50%. У него есть серьезные потери. И кризис явно не помогает ему. Кризис обнажил многие проблемы, перед которыми власть бессильна. Ставка сделана на внешние валютные заимствования. Если бы не помощь Международного валютного фонда, то уже в прошлом году была бы вероятность объявления дефолта. А есть еще моральный фактор, что Александр Григорьевич просто надоел многим.
ВЗГЛЯД: Ваша партия и другие оппозиционные силы намерены доказывать факты фальсификаций?
А. Л.: Безусловно. Приведу один любопытный факт, который говорит о реальном влиянии и возможностях Лукашенко. В прошлой избирательной кампании в участковые комиссии, где считаются голоса, входили 120 тыс. человек. По данным белорусского ЦИКа, только один человек из них представлял оппозиционную партию. На деле получается, что 119,999 человек представляли интересы Александра Лукашенко. И только один – от двух оппозиционных кандидатов в президенты: Александра Милинкевича и Александра Козулина.
У Лукашенко может быть рейтинг 70 или 80%? Нет, конечно. Я бы при таких процентах, безусловно, позволил бы войти по одному оппозиционеру в состав каждой избирательной комиссии. Но этого не происходит по банальной причине – Лукашенко сохраняет полную монополию на подсчет голосов. И голосуют у нас в последнее время даже не бюллетенями, а протоколами. Все подготавливается заранее. На последней парламентской кампании по одному из избирательных округов мы получили заранее подготовленные протоколы и рассказали об этом. Власти даже поленились изменить запятые и проценты. То есть как мы предсказали результаты голосования, так и получилось. Это наши реалии, это факты, и они говорят прямо за себя.
ВЗГЛЯД: В Белоруссии возможно повторение киргизского сценария, где был свергнут президент Курманбек Бакиев?
А. Л.: В Белоруссии возможно повторение ситуации 2006 года, когда на телеэкране появились четыре генерала и заявили, что те, кто выйдет на улицу, попадают под статью Уголовного кодекса, предусматривающую смертную казнь. После этого 35 тыс. человек вышли на улицы. Вот этих 35 тыс. человек более чем достаточно для того, чтобы здесь были не киргизские, а белорусские события. Людей, способных выйти на улицу, несмотря на запугивания и угрозы, сегодня больше, чем в 2006 году.
ВЗГЛЯД: Каков будет исход президентских выборов в Белоруссии?
А. Л.: Мы прогнозируем, что Лукашенко не получит через голосование 50% плюс один голос, необходимые для победы в первом туре. Все остальное: поживем – увидим. Даже если Лукашенко напишет необходимые для себя проценты, то точка не будет поставлена. Это будет только запятая, потому что это не 2006 год, когда Россия ежегодно давала Белоруссии 8 млрд.
Сегодня ситуация совершенно иная. Мы находится в состоянии кризиса и информационной войны с Россией. Мы по-прежнему имеем очень напряженные отношения с Западом, и в результате мы можем прийти к ситуации, когда итоги выборов не признает не только Запад, но и Россия.