Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

8 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Почему Европа никогда не пойдет против США

Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.

5 комментариев
18 августа 2010, 14:29 • Политика

Остаться должен только один

Главы республик готовы отказаться от президентства

Остаться должен только один
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Гриценко,
Алиса Луговская

В возглавляемых президентами регионах, как и во фракции «Единая Россия» в Госдуме, активно поддержали предложение чеченского лидера Рамзана Кадырова о переименовании президентов республик в глав регионов. «В России должен быть один президент», – по очереди заявляют руководители национальных республик.

Уже через сутки после громкого заявления главы Чечни Рамзана Кадырова о переименовании президентов республик России в глав регионов лидеры Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Дагестана пообещали не ограничиваться внесением изменений в республиканские законодательства, а пойти дальше: обратиться к Госдуме с призывом на федеральном уровне изъять термин «президент». «Это наше единое мнение, которое продиктовано интересами государства», – заявил по этому поводу сам Кадыров.

Татарстан стал в последнее время законопослушным субъектом, федеральный закон будут исполнять все, несомненно

За последние годы число президентов «на местах» и без того сократилось. В 2001 году решение о переименовании главы региона приняла Тува, через три года – Калмыкия, затем Северная Осетия. Президентский статус пока имеют лидеры Бурятии, Башкирии, Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

После заявления Кадырова оказалось, что большинство из них не собираются цепляться за громкую вывеску и единственным препятствием для смены названия остается техническая сторона вопроса: либо «президентство» упраздняется на федеральном уровне, либо каждая республика по собственной инициативе вносит поправки в местное законодательство.

«В Российской Федерации должен быть один президент. Об этом я неоднократно говорил в неофициальных встречах с моими коллегами», – заявил во вторник президент Адыгеи Аслан Тхакушинов.

По его словам, он готов уже в ближайшее время обратиться в Госсовет – Хасэ республики для принятия соответствующего обращения в Госдуму. «Уверен, что смена вывесок на административных зданиях национальных республик не повлияет на их политический статус», – подчеркнул он.

«В России должен быть один президент», – согласился президент Удмуртии Александр Волков, подчеркнувший, что название глав субъектов не должно быть прерогативой регионов и должно определяться федеральным законодательством.

Аналогичную позицию высказали в Мордовии, Марий Эл и в Республике Саха (Якутии), заметив, что решение о переименовании должно приниматься централизованно в Москве. Представитель нового президента Башкирии ранее уже заявил, что Рустэм Хамитов не считает вопрос о названии своей должности принципиальным, поэтому переименование вполне возможно.

В Казани вопрос о президентстве вызвал дискуссию. «В Татарстане, – цитирует «Интерфакс» позицию пресс-секретаря президента Татарии Рустама Минниханова Андрея Кузьмина, – есть конституция. В ней все написано, а именно: что высшим должностным лицом республики является президент. Никаких инициатив по внесению изменений в основной закон республики, связанных с наименованием руководителя региона, а именно президента, в Татарстане нет».

Кузьмин затруднился ответить на вопрос, каково будет решение руководства республики, если данный вопрос будет решен на федеральном уровне. «Мы находимся в правовом государстве, и об этом должны говорить юристы, пока об этом говорить сложно», – заметил Кузьмин.

Вместе с тем лидер республиканского отделения партии «Правое дело» Павел Сигал заявил газете ВЗГЛЯД, что в если в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России» будут внесены соответствующие изменения, республика подчинится, так как «Татарстан стал в последнее время законопослушным субъектом».

Напомним, ранее «Единая Россия» заявила, что Госдума может обсудить вопрос унификации названий глав регионов. «Осенью нижняя палата парламента может обратиться к этой теме на уровне рекомендаций, на уровне обсуждения вопроса. У нас есть Ассамблея (российских) законодателей (при Госдуме), думаю, и там можно это рассмотреть», – заявил, в частности, первый зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец.

А вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин в субботу пообещал, что фракция «Единая Россия» в Госдуме поддержит внесение изменений в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов России» с целью унификации названий глав регионов. Комментируя инициативу Кадырова, Володин подчеркнул, что «данное предложение заслуживает поддержки».

Цель данной инициативы, как заметили аналитики, достаточно очевидна: снизить статус национальных субъектов Федерации, уже даже чисто формально покончив с остатками региональной вольницы 1990-х годов. Многие ожидали, что с уходом с политической авансцены долгожителей ельцинской эпохи – лидеров Татарии и Башкирии Минтимера Шаймиева и Муртазы Рахимова – легко удастся добиться аналогичного переименования и в этих двух республиках. Однако в Казани, как и в Уфе, не спешат поддерживать инициативу чеченского коллеги.

«Заявление Кадырова – это грамотный ход Кремля, органичное продолжение серьезной реформы регионального самоуправления, первым шагом которой стала отмена губернаторских выборов. Он стал возможным после того, как ушли региональные тяжеловесы: Муртаза Рахимов и Минтимер Шаймиев», – заявил по этому газете ВЗГЛЯД член научного совета Центра Карнеги Алексей Малашенко.

Эксперты также склоняются к мысли о том, что вопрос о названии постов глав республик должен решаться централизованно. Тем более что далеко не везде этот процесс пройдет гладко. «Татарстану психологически очень сложно перейти этот Рубикон. Для республики, еще с советского периода боровшейся за предоставление ей особого, полугосударственного статуса, все эти атрибуты представляют моральную и историческую ценность. Для них это память о не случившемся», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог Виталий Иванов.

Поэтому, полагает он, республиканских президентов нужно или убеждать, или принять федеральный закон и требовать от регионов привести в соответствие с ним свое местное законодательство. «Федеральный закон будут исполнять все, несомненно», – убежден он.