Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевКосово в законе
Международный суд ООН узаконил косовский сепаратизм
Самопровозглашение в сербском крае Косово независимости не противоречит нормам международного права, решил в четверг Международный суд ООН. Тем самым суд склонился в пользу сепаратистов в Косово. Власти Сербии предупредили, что такой исход спровоцирует новые конфликты, «мир никогда уже не будет прежним».
Председатель Международного суда (МС) ООН Хисаси Овада (Япония) зачитал консультативное заключение в ходе открытого заседания в Большом зале правосудия во Дворце мира в Гааге. Как следует из вердикта, Международный суд отметил уникальность косовского случая и признал законным решение властей в Приштине провозгласить свой суверенитет от Сербии. Вердикт суда имеет консультативный характер и не обязателен к исполнению.
По существу, это первый после 1945 года случай изменения внешней военной силой существующих границ
Собеседник агентства РИА «Новости» в сербских дипломатических кругах указал, что в Белграде готовятся к «худшему сценарию».
Худший сценарий
Сербский президент Борис Тадич еще в канун оглашения вердикта предупредил, что Сербия готова к любому решению Международного суда. Президент рассчитывал, что суд не будет поощрять сепаратизм и «выступит с заключением, не дающим албанцам права на этнически мотивированное отделение». «В противном случае МС введет новую правовую норму, которая в глобальном плане спровоцирует процесс создания новых государств, что дестабилизирует многие районы, и мир уже никогда не будет прежним», – предупредил он.
Как заявил сербский лидер, после оглашения вердикта будет открыта широкая общественная дискуссия о том, какие именно шаги следует предпринять на международной арене, как строить отношения с основными действующими лицами косовского политического процесса. При этом, пообещал Тадич, Белград «ни при каких обстоятельствах ни прямо, ни косвенно не признает Косово».
Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов заявил газете ВЗГЛЯД, что вердикт суда ООН вряд ли что-то всерьез изменит в статусе этой территории и в реальной ситуации внутри нее.
- Президент Сербии отметит Рождество в Косове
- Россия и США выступили на суде по Косову
- Азербайджан и Белоруссия поддержат Сербию в суде
- В суде ООН начались прения между Сербией и Косовым
- Парламент Сербии едет в Косово
«Может быть, это лишь как-то повлияет на скорость принятия решения о признании Косово со стороны некоторых государств – его признали многие государства, но далеко не все. Но и только, – полагает Коновалов. – Но в принципе, косовский прецедент уже состоялся. И признание Южной Осетии и Абхазии, я бы сказал, является его следствием и подтверждением».
«Однако с точки зрения международного права решение суда ООН, безусловно, важно. Мы являемся свидетелями борьбы двух взаимоисключающих международных принципов: нерушимости границ и права наций на самоопределение, – напомнил Коновалов в интервью газете ВЗГЛЯД. – Никто точно не знает, какой из них главнее и какой когда применять, поэтому применяют по соображениям политической целесообразности. Решение суда ООН хоть отчасти, но прояснит этот вопрос».
Политологи также обращают внимание на то, что создание государства Косово стало грубым нарушением Хельсинкского принципа нерушимости границ в Европе. Напомним, что Хельсинкский акт прямо запрещает изменять границы между государствами силой, вопреки их воле.
«Даже с учетом принципа права наций на самоопределение Косово – это особый случай, – подчеркнул Коновалов. – Это первый случай в Европе после 1945 года, когда чужие военные приехали в суверенную страну на танках с пулеметами и пушками и сказали: «Мы наведем порядок и уедем». Простояли несколько лет и потом сказали: «Не получается у нас с отъездом, вместо этого тут будет новое независимое государство». По существу, это первый после 1945 года случай изменения внешней военной силой существующих границ. Признание этого факта со стороны суда ООН очень показательно».
Закон не писан
#{smallinfographicright=261984}Сербия и полностью вставшая на ее сторону Россия еще два года назад договорились добиться оценки законности независимости Косово, несмотря на то что шансы Белграда вернуть край, по оценкам наблюдателей, были ничтожно малы.
«Подобный запрос является неотъемлемым правом любого государства, и любые попытки помешать подобным инициативам станут лишь дополнительным свидетельством того, что остальные участники конфликта действуют неправовыми методами», – заявлял на встрече со своим сербским коллегой летом 2008 года глава МИД России Сергей Лавров.
В декабре прошлого года Международный суд ООН официально открыл слушания по делу независимости Приштины, к которым было приковано внимание всего мира: решения суда ждали все страны, когда-либо сталкивавшиеся с сепаратизмом.
За это время перед судьями успели выступить представители 30 заинтересованных в разрешении сербско-косовского спора государств, в том числе Россия, США и еще три постоянных члена Совбеза ООН.
Москва, в частности, давила на то, что международное право «не позволяет Косово объявить независимость», поскольку у местного населения нет права на самоопределение, и призывала вспомнить о том, что резолюция Совбеза ООН № 1244, гарантирующая территориальную целостность и суверенитет Сербии, остается в силе.
У США нашлась «своя правда»: представлявший страну Харолд Хонджу Кох призывал суд прислушаться к «воле народа» и либо оставить в силе декларацию о независимости края, либо не комментировать ее законность, либо заявить, что международное право вообще не запрещает отделение. «Легитимность декларации о независимости вытекает из того факта, что косовские албанцы годами подвергались кампании насилия, кульминацией которой в 1999 году стало убийство 10 тысяч и изгнание около одного миллиона человек», – утверждал, в частности, он.
Американские власти остались верны себе до последнего: не дожидаясь решения суда, в среду вице-президент Джо Байден поспешил встретиться с главой самопровозглашенной республики Хашимом Тачи и заверил его, что Вашингтон будет продолжать поддерживать Приштину без оглядки на правосудие.
Край пропасти
Напомним, Косово самопровозгласило независимость в феврале 2008 года вопреки всем нормам международного права. Несмотря на отрытое попрание Приштиной буквы закона, на ее сторону тут же встали ряд государств, в первую очередь США, фактически срежиссировавшие отделение края от Сербии и заявившие, что Косово – «уникальный случай», который не может считаться прецедентом для других желающих независимости народов.
Россия с самого начала придерживалась прямо противоположной позиции, заявляя, что Приштина фактически дала старт параду суверенитетов по всему миру. Правда, пока примеру Косово последовали лишь Абхазия и Южная Осетия, признанные Москвой и еще несколькими государствами.
За два года с момента отделения сербской провинции к американскому решению присоединились еще 68 стран. И это, рассчитывают в Вашингтоне, еще не предел. Как сообщила на днях белградская газета «Пресс» со ссылкой на дипломатические источники, США рассчитывают, что независимость Косово к открытию в сентябре очередной сессии Генассамблеи ООН признают еще 40 государств. «Таким образом, США смогли бы обеспечить в ГА ООН 110–120 голосов в поддержку собственного проекта резолюции с признанием законности независимости Косово», – считает политолог Душан Янич.
Евросоюз, 22 страны которого уже признали независимость края, тем временем пытается подогнать к такому решению своих соседей по Европе. «Косово в качестве независимого государства признали 22 страны ЕС, а пять стран не сделали этого. Для более эффективной европейской политики в интересах всех жителей ЕС должен укрепить совместный подход к Косово», – говорится в резолюции, одобренной в начале месяца большинством голосов в Европарламенте.
Впрочем, призывы соседей, не сталкивавшихся с проблемой сепаратизма, мало волнуют власти Испании, Греции, Кипра, Румынии и Словакии, которые по-прежнему признают Косово подконтрольной Белграду территорией и не рискуют примерить на себя роль потерявшей территорию Сербии.