Сергей Худиев Сергей Худиев Дело доктора Буяновой – важный прецедент

Оскорблять вдову павшего воина было бы совершенно вопиющим, бессовестным поступком – по любым человеческим меркам. Для врача это было бы, к тому же, проявлением полной профнепригодности. Это заслуживало бы увольнения с волчьим билетом. Но тут нам стоит притормозить и задуматься.

12 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

16 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может быть недостаточно для того, чтобы страны ЕС предали гегемона.

3 комментария
14 июля 2010, 22:40 • Политика

Сердце Азиза

Тарик Азиз патриотично сменил себе тюремную охрану

Сердце Азиза
@ Reuters

Tекст: Алиса Луговская

В среду американские оккупационные власти в Ираке выдали иракскому правительству Тарика Азиза, бывшего вице-премьера этой страны времен правления Саддама Хусейна. Вместе с ним выданы 55 приближенных бывшего диктатора, в основном чиновники. Все они отбывали наказание в тюрьме Кэмп Коппер, последней американской тюрьме в Ираке, расположенной в пригороде Багдада. Адвокаты бывшего вице-премьера протестовали против такой выдачи, предупреждая, что иракские власти могут заменить Азизу ранее вынесенный тюремный приговор смертной казнью.

Тарик Азиз отбывал в американской тюрьме свой 15-летний тюремный срок по обвинению в преступлениях против человечества. Приговор ему был вынесен иракским судом в прошлом году по обвинению в депортации курдского населения из северных провинций Ирака, которая произошла во время правления Саддама. Он также обвинялся в причастности к казни 42 бизнесменов, в 1992 году  обвиненных режимом в спекуляции в условиях экономической блокады.

Люди, которые управляют Ираком сегодня, пытались убить меня еще 1 апреля 1980 года на глазах у сотен людей

Прокурор на суде по делу Азиза требовал вынесения жесткого наказания для бывшего вице-премьера, напомнив, что обвиненных в спекуляции подвергали пыткам. Но сам Азиз ни в чем не раскаялся. Напротив, он сообщил, что гордится своим членством в партии «Баас», которой руководил Саддам Хусейн. Он также отверг предъявленные ему обвинения, отрицая свою личную ответственность за казни.

«Я знаю, что это заговор, дело личного реванша, – люди, которые управляют Ираком сегодня, пытались убить меня еще 1 апреля 1980 года на глазах у сотен людей. Сейчас эти люди пытаются довершить то, что не смогли сделать 20 лет назад», – заявил он во время одного из своих выступлений. Речь идет об эпизоде  1980 года, когда недовольные его назначением радикальные исламские группировки устроили на него покушение, в результате которого Азиз чудом остался жив.

Кроме того, Азиз категорически отказался выступать свидетелем против Саддама Хусейна. Накануне казни бывшего шефа он все собирался сделать «важное заявление», которое, по его словам, могло предотвратить экзекуцию, но якобы не успел. Во время казни бывшего диктатора, на которой Азиз присутствовал, он плакал. Даже после этого сын Азиза Зияд заявил, что отец не раскаивается в своей деятельности при Хусейне.

Примечательно, что в мусульманской по преимуществу стране вице-премьер Азиз оставался христианином. Он приверженец Халдейской католической
церкви, ассириец по происхождению, родился в 1936 году неподалеку от города Мосул на севере страны, в семье чиновника, и при рождении был сперва назван Михаилом. В ранней юности он меняет свое имя на Тарик Азиз, что обозначает с арабского языка буквально «великое прошлое». В 60-х годах он переехал в Багдад, где учился на факультете английской филологии университета.

На политическую арену Азиз вышел в начале 70-х годов, когда началась его карьера в госаппарате. Вскоре Хусейн назначил его министром информации. Благодаря свободному владению английским языком и знанию истории Азиз быстро находит язык с представителями мировой политической элиты. На протяжении нескольких десятилетий Азиз возглавлял внешнеполитическое ведомство в Ираке, а с 1991 года фактически стал «правой рукой» главы государства, представляя интересы диктатора на международной арене.

Перед падением режима Саддама Азиз развил бурную дипломатическую активность, встречался с видными мировыми политиками, давал интервью западным СМИ, в которых он говорил о готовности Ирака к сотрудничеству с ООН и даже о некой демократической конституции страны, которая будет гарантировать автономию курдов. Тогда же он с осторожностью отмечал, что «правительство могло допустить какие-то ошибки, так как оно очень давно у власти, а за это время «все может случиться».

В начале войны в апреле 2003 года Азиз скрылся в подполье вместе с некоторыми чиновниками иракского правительства, был включен американскими властями в список самых разыскиваемых иракцев. В прессу постоянно просачивались его непокорные высказывания о готовности умереть, но не сдаться в плен и о «каждой иракской деревне, которая превратится в крепость». Но вскоре Азиз добровольно сдался американцам, так как считал себя непричастным к преступлениям Хусейна.

Теперь Тарик Азиз страдает диабетом, закупоркой сосудов, а также сердечными
заболеваниями. Несмотря на то что его адвокаты неоднократно обращали внимание на состояние здоровья подзащитного, власти отказывались его амнистировать. В марте 2008 года его состояние было оценено как критическое, и Азиз был переведен из одиночной камеры в общую, чтобы другие заключенные  могли предупредить администрацию и медиков о возможном резком ухудшении его здоровья. Теперь американские военные передали его и других иракских заключенных в руки местных властей, поскольку оккупационные войска готовятся через год вообще покинуть Ирак.

По словам адвокатов Азиза, теперь бывшему иракскому вице-премьеру грозит смертельная опасность, потому что осужденный «находится в руках его врагов, которые могут его казнить, чтобы избавиться от него».

..............