Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
17 июня 2010, 18:32 • Политика

«Каждый мечтает стать президентом Киргизии»

Аскар Акаев: Бакиев жаждет реванша

«Каждый мечтает стать президентом Киргизии»
@ Reuters

Tекст: Russia Today

Экс-президент Киргизии Аскар Акаев утверждает, что беспорядки в Оше и Джалал-Абаде спровоцировали сторонники Курманбека Бакиева. Все провокации оплачивались за счет похищенных у государства денег. Временное правительство, уверен он, пока не в состоянии взять ситуацию под свой контроль. О том, в какую ситуацию попала Киргизия и сможет ли страна выйти из кризиса, Акаев рассказал в интервью телеканалу Russia Today.

– Аскар Акаевич, что на самом деле происходит сейчас в Киргизии?
– В Кыргызстане сложилась трагическая ситуация. Проливается кровь двух братских народов – узбекского и киргизского. Я считаю, что это противоборство, этот братоубийственный конфликт спровоцированы. Это искусственно созданное противостояние. Дело в том, что в Кыргызстане сейчас безвластие, нет легитимных органов власти.

Братья Бакиевы вывезли практически все наличные резервы, которые находились в банках, в министерстве финансов

Это создает неустойчивую ситуацию и предпосылки для создания хаоса. Для борьбы с властью. Временное правительство планировало провести референдум 27 июня, чтобы принять новую конституцию и легитимизировать президента переходного периода. Конечно, этому мешают другие силы. Одна из этих сил – сторонники и родственники бывшего президента Бакиева. Они жаждут реванша. Они видят, что в стране сейчас безвластие, хаос, и поэтому они стремятся дестабилизировать ситуацию и вернуть власть. Есть многочисленные факты – об этом пишут, говорят, показывают, – как провокаторы, расстреливая и узбеков, и киргизов, столкнули два братских народа, которые веками жили в мире и согласии.

Вторая сила, которая здесь присутствует, – это значительное число лидеров оппозиции. Оппозиция в Кыргызстане разношерстная. Каждый из этих лидеров имеет огромные амбиции. Каждый из них мечтает стать президентом Киргизии. Таких наберется две–три дюжины. Поэтому те из них, кто оказался вне временного правительства, сегодня хотели бы свалить временное правительство, дискредитировать его в глазах народа. Видя, что временное правительство быстро теряет доверие, которое у них было в первые дни после прихода к власти, они пытаются его свалить. Их называют «третья сила». Идет борьба за власть, и, естественно, такой борьбе всегда сопутствует передел собственности.

– Есть ли почва, позволяющая этим силам играть такую коварную роль?
– Безусловно, такая социальная почва имеется, потому что юг Кыргызстана всегда отставал в развитии от севера, потому что север более насыщен добывающей и перерабатывающей промышленностью. Самое главное – на юге высокая рождаемость, население растет быстро, а количество земли ограничено. Югу всегда была присуща огромная безработица. Социальные проблемы там острее, чем на севере. Поэтому почва была.

Когда режим Бакиева был свергнут и он оказался в своем родном селении, он открыто призывал своих земляков, южан, идти войной на север, чтобы снова забрать принадлежащую ему власть. Но тогда он убедился, что юг за него воевать не станет. Из Оша его фактически изгнали. Ведь народ там называл троих братьев Бакиева «кровососами». Они прибрали к рукам всю собственность, контролировали наркобизнес, криминальные силы, которые в основном сосредоточены на юге. Они были легализованы бакиевским режимом и получили привилегии. Они, конечно, тоже борются за сохранение этих привилегий, за сохранение контроля над наркобизнесом, который приносит немалые ресурсы в этом бедном регионе Кыргызстана. Естественно, что эти криминальные силы помогают братьям и их сторонникам, оплачивают их услуги.

Поэтому, когда сторонники Бакиева увидели, что невозможно использовать региональные противоречия по линии «север – юг», они обратились ко второму источнику. Это межэтнические отношения, которые всегда уязвимы, поскольку это очень тонкая сфера человеческих отношений. Здесь легко посеять раздор, разжечь пожар, ведь неоднократно пожар межэтнических столкновений с вот такими трагическими последствиями разгорался в Ферганском регионе. В Кыргызстане ровно 20 лет назад мы пережили такую же трагедию, если не большего масштаба. Поддержание межэтнического согласия, добрых отношений всегда требует превентивной государственной политики.

– Они платят людям, чтобы те начинали протестовать?
– Да, абсолютно верно. Но факт хорошо известный – когда началась апрельская революция, братья Бакиевы вывезли практически все наличные резервы, которые находились в банках, в министерстве финансов, – они были вывезены на юг Кыргызстана. Вот они сейчас и используют эти ресурсы. Они оплачивают провокационные действия криминальных элементов. Также мне звонили несколько друзей из Оша за два дня до кровавых событий и рассказывали, что чемоданами носят и раздают деньги безработной молодежи.

– Есть ли какой-либо национальный курс, нацеленный на раздел страны на юг и север?
– Вы знаете, предыдущие 15 лет, в годы моего президентства, главным приоритетом я всегда считал укрепление единства народа по линии «север – юг». Первым крупным проектом, который я осуществил, было строительство стратегической дороги Бишкек – Ош, которая связала север и юг. До этого южанам приходилось проезжать через три республики: Узбекистан, Таджикистан, Казахстан. Мы построили эту дорогу, и я провозгласил национальную доктрину «Кыргызстан – наш общий дом» – программу, которая содержала огромное количество практических мер. В годы бакиевского режима эта работа была запущена. Наоборот, Бакиев для решения своих проблем и проблем своего клана сталкивал элиты севера и юга, элиты различных этнических общин. Его клан интересовали личные амбиции, а не интересы народа и государства. Это был преступный замысел – столкнуть единый народ. Поэтому в течение последних пяти лет мы наблюдали ряд конфликтов на межэтнической основе. Сейчас мы наблюдаем фатальные рецидивы этой политики.

Пожар межэтнического конфликта снова может вспыхнуть, достаточно лишь бросить спичку

– А духовные лидеры могут влиять?
– Я два дня назад направил временному правительству свое предложение максимально использовать влияние духовных мусульманских лидеров. Основную, ключевую роль в стране играет нормальный, традиционный ислам – он всегда был в Кыргызстане либеральным. Влияние духовных лидеров очень сильно на юге. Но самое главное – пригласить духовных лидеров из Узбекистана, к которым прислушиваются и киргизы, и узбеки. Также пригласить духовных лидеров из России, которые имеют большой авторитет у нас в Ферганской долине и вообще в Средней Азии. Они вместе могли бы собрать десятки и сотни тысяч людей в Оше, на главной площади, где был основной очаг братоубийственных конфликтов, и собрать единоверцев – узбеков, киргизов – и вознести молитву мира и согласия. Я убежден, что это услышали бы не только в Кыргызстане, но и во всем регионе, во всей Средней Азии.

– Как видите развитие событий не только в Кыргызстане, но и в Средней Азии? Эта эпидемия продолжается?
– Первопричина нынешних событий – как раз «цветная революция», которая произошла в Кыргызстане пять лет назад. Я считаю, что самая главная беда, которую принесли та революция и режим Бакиева, это занесение вируса насилия, вседозволенности, правового и политического нигилизма. У значительной части населения, особенно безработной молодежи, создалось впечатление, что любые государственные проблемы можно решать уличными методами – можно собрать несколько тысяч или несколько десятков тысяч – толпу – и решать любую задачу: менять власть, разбогатеть. Ведь эти революции всегда сопровождаются погромами, мародерством – это же не случайно. Все революции сопровождаются, к сожалению, этой бедой. Поэтому как раз этот вирус дал глубокие метастазы, и вот, мы видим фатальные рецидивы.

Конечно, есть вероятность того, что это может распространиться в регионе, в другой, соседней стране. Единственное, я уверен, что если брать соседний Узбекистан – после андижанских событий 2005 года, – президент Ислам Каримов предпринял фундаментальные меры, чтобы не допустить такого явления.

– Вы не собираетесь обратно?
– Ну конечно же, это моя родина, мой родной народ, которому я отдал 40 лет трудовой жизни. 15 лет я был главой государства. Конечно же, мне хотелось бы вернуться. Но уже в качестве рядового гражданина – посетить, подышать родным воздухом, встретиться с аксакалами, с народом. Но я думаю, что для этого настанут мирные, добрые времена. В ближайшее время я, конечно, не собираюсь возвращаться, чтобы не вносить смуту.

Что касается политической карьеры, то я закончил ее в 2005 году и вновь вернулся в свою родную стихию – занимаюсь научной работой, преподаванием. Я работаю профессором Московского государственного университета, на механико-математическом факультете. Так что я политику оставил. Я считаю, что свой политический и гражданский долг в той мере, в какой мне позволяли силы, знания, я выполнил.

 – Согласны ли вы с заявлениями международных организаций о том, что насилие в стране сейчас усиливается?
– Я хотел бы надеяться, что затишье последних двух дней закрепится и установится мир, согласие. Конечно, это оптимистическая точка зрения, но на самом деле я думаю, что временное правительство не вполне контролирует ситуацию и вот этот пожар межэтнического конфликта снова может вспыхнуть, достаточно лишь бросить спичку. С большой вероятностью могу сказать, что может потребоваться ввод миротворческих сил ОДКБ, чтобы остановить пожарище, потушить его. Ну а потом, конечно, за киргизский народ никто эти проблемы не решит; страна должна мобилизовать все свои силы, чтобы выйти из этой трудной ситуации. Главное – остановить кровопролитие, остановить эту эскалацию противостояния, но ведь за этим последуют трудные проблемы примирения. Надо, чтобы возникло доверие. Говорить о согласии еще рано, но надо решать социальные проблемы.

..............