Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариев«Меня приперли к стенке, нож к горлу»
Лукашенко: Меня приперли к стенке, нож к горлу
Президент Белоруссии Александр Лукашенко ждет встречи с российским руководством, чтобы окончательно разобраться в правилах Таможенного союза и двусторонних отношениях. Также Лукашенко заявил в среду в Гомельской области, что готов к переговорам о приватизации белорусских предприятий российскими компаниями. Но главный сюрприз Батька приберег на «сладкое». Он признался, что располагает «сотнями килограммов» готового к производству ядерных бомб урана. И этот уран у него хотят отнять.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко надеется встретиться с российским руководством перед неформальным саммитом СНГ, который запланирован на 8 мая. О своих планах белорусский лидер рассказал в среду в ходе рабочей поездки по Гомельской области. При этом он не исключает, что переговоры могут состояться в конце мая или июня.
Нам нет смысла ссориться с Россией, мы никогда ни с кем не торговались
«Думаю, Россия понимает, что была допущена жесточайшая ошибка»
По словам Лукашенко, на встрече может быть обсуждено желание российских компаний участвовать в приватизации белорусских предприятий. Известно, что Россия заинтересована в приватизации нефтехимических мощностей Белоруссии, но Минск до последнего не скрывал, что не намерен терять над ними контроль.
«Конечно, мы будем обсуждать стратегические вопросы развития Таможенного союза, − цитирует Лукашенко РИА «Новости». − Я хочу четко понимать, чего хотят Россия и Казахстан от Таможенного союза. И что мы в этом случае будем иметь от этого Таможенного союза».
Он также предупредил, что у Минска наполовину «снизится интерес к Таможенному союзу», если в этом формате будут «сплошные исключения» − пошлины на газ и нефть.
Отметим, что вопрос с пошлинами на нефть − один из самых актуальных для Минска. В конце марта Лукашенко подал против России иск в Экономический суд СНГ, требуя отменить установленные Москвой нефтяные пошлины.
Экспортные пошлины на поставляемые в Белоруссию нефтепродукты и нефтехимическое сырье Россия взимает в соответствии с национальным законодательством. Но в Минске считают, что несколько международных соглашений предусматривают беспошлинную торговлю с Россией в рамках режима свободной торговли.
- «Я выпал в осадок»
- «На России свет клином не сошелся»
- Ход судом
- Топливо дружбы
- «Цена, конечно, высоковата»
В марте премьер-министр России Владимир Путин согласился с тем, что с созданием единого таможенного пространства все пошлины должны быть сняты, однако напомнил, что это таможенное пространство должно заработать с 2012 года.
«Пока не наступил 2012 год, беспошлинно поставляем 6,3 млн тонн нефти», − отметил тогда Путин, добавив, что на этом Белоруссия сэкономит 1,6 млрд долларов в год.
Кроме того, Белоруссия покупает российский газ за 169 долларов за 1 тыс. кубометров, Украина – за 304 доллара, поэтому Минск экономит больше 2 млрд долларов в год.
Но главным вопросом на таких переговорах, по его мнению, должны стать перспективы двусторонних отношений.
«Думаю, Россия понимает, что была допущена жесточайшая ошибка − предпринятые попытки давления на Белоруссию. Это бесперспективно. И, уверен, президент России сегодня это очень четко начинает осознавать», − передает БелТА заявление Лукашенко.
«Нам нет смысла ссориться с Россией, мы никогда ни с кем не торговались. Но если нас начинают пинать и толкать в спину, то, конечно, мы ищем свое счастье в других точках планеты», − сказал Лукашенко.
Отметим, что последний раз с российским представителем Лукашенко встречался в начале апреля. На переговорах с первым вице-премьером российского правительства Игорем Шуваловым он заявил, что разрешить противоречия между двумя странами мешают «отдельные силы», признался, что стал верить в существование «пятых колонн», которые мешают нормальным двусторонним отношениям. При этом он выразил готовность выслушать все претензии в свой адрес.
«Хотелось бы определенно и четко знать, чтобы вы сказали: вот здесь вы (Белоруссия) неправильно действуете, вот это нам не нравится», − пояснил Лукашенко.
Добавим, что он мог встретиться с российским руководством еще в середине марте, когда в страну приезжал премьер Владимир Путин. Однако президент поехал с визитом в Венесуэлу, и Путин провел переговоры только с коллегой Сергеем Сидорским.
«Мы не собираемся делать грязные бомбы»
Также Лукашенко высказался по другим актуальным для Минска вопросам. По его словам, в Белоруссии остались «сотни килограммов фактически уже оружейного и менее обогащенного» урана.
В Вашингтоне во вторник завершился саммит по ядерному разоружению, где присутствовали несколько десятков мировых лидеров, в том числе президент России Дмитрий Медведев, но Лукашенко, против которого США ввели санкции, на саммите не был. Не позвали. После этого Батька дал понять, что Белоруссия сама разберется, как поступить с этими запасами.
«Мне некоторые говорят: вывозите этот уран. Хотите в Америку, мы вам заплатим, хотите в Россию. Я говорю: во-первых, почему вы нам диктуете, ведь это наш товар. Мы его содержим под контролем МАГАТЭ», − заявил президент, но тут же успокоил мировое сообщество, пояснив, что, «мы не собираемся делать грязные бомбы и не собираемся кому-то продавать».
Но тема не показалась президенту исчерпанной: «Меня сейчас приперли к стенке, нож к горлу: «отдай»! Я говорю: уже отдал ядерное оружие. А что мы от этого имеем? Поэтому диктовать никому не позволено. Давайте садиться за стол переговоров и будем решать, что делать с этим большим количеством обогащенного урана, − сказал Лукашенко. − Мы не банановая республика и можем сохранять, как уже лет 20 это делаем, этот ядерный материал».
Также он прокомментировал события в Киргизии, где президент был низложен в результате революции, но по-прежнему не сложил полномочия и требует гарантии безопасности себе и своей семье.
По словам Лукашенко, в Киргизии произошел антиконституционный переворот: «Может, это непопулярно звучит, но скажу честно и искренне: это государственный, антиконституционный переворот. Такого быть не должно».