Глеб Простаков
Нефтяные активы как барометр мира
Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.
0 комментариев
Глеб Простаков
Нефтяные активы как барометр мира
Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.
0 комментариев
Геворг Мирзаян
Почему Европа никогда не пойдет против США
Никакого общеевропейского сопротивления Трампу по вопросу Гренландии нет. Никакой общеевропейской гибкой позиции по Украине (которая смогла бы вернуть Европе субъектность хотя бы в этом пункте) тоже нет.
3 комментария
Сергей Миркин
Как Зеленский зачищает политическую поляну на Украине
На фоне энергетического кризиса и провалов ВСУ на фронте политические позиции Зеленского слабеют. В такой ситуации репрессии – один из способов удержать власть. Но есть ли для этого у офиса Зеленского силовой и правоохранительный ресурс?
2 комментарияЛукашенко: Меня приперли к стенке, нож к горлу
Президент Белоруссии Александр Лукашенко надеется встретиться с российским руководством перед неформальным саммитом СНГ, который запланирован на 8 мая. О своих планах белорусский лидер рассказал в среду в ходе рабочей поездки по Гомельской области. При этом он не исключает, что переговоры могут состояться в конце мая или июня.
Нам нет смысла ссориться с Россией, мы никогда ни с кем не торговались
«Думаю, Россия понимает, что была допущена жесточайшая ошибка»
По словам Лукашенко, на встрече может быть обсуждено желание российских компаний участвовать в приватизации белорусских предприятий. Известно, что Россия заинтересована в приватизации нефтехимических мощностей Белоруссии, но Минск до последнего не скрывал, что не намерен терять над ними контроль.
«Конечно, мы будем обсуждать стратегические вопросы развития Таможенного союза, − цитирует Лукашенко РИА «Новости». − Я хочу четко понимать, чего хотят Россия и Казахстан от Таможенного союза. И что мы в этом случае будем иметь от этого Таможенного союза».
Он также предупредил, что у Минска наполовину «снизится интерес к Таможенному союзу», если в этом формате будут «сплошные исключения» − пошлины на газ и нефть.
Отметим, что вопрос с пошлинами на нефть − один из самых актуальных для Минска. В конце марта Лукашенко подал против России иск в Экономический суд СНГ, требуя отменить установленные Москвой нефтяные пошлины.
Экспортные пошлины на поставляемые в Белоруссию нефтепродукты и нефтехимическое сырье Россия взимает в соответствии с национальным законодательством. Но в Минске считают, что несколько международных соглашений предусматривают беспошлинную торговлю с Россией в рамках режима свободной торговли.
В марте премьер-министр России Владимир Путин согласился с тем, что с созданием единого таможенного пространства все пошлины должны быть сняты, однако напомнил, что это таможенное пространство должно заработать с 2012 года.
«Пока не наступил 2012 год, беспошлинно поставляем 6,3 млн тонн нефти», − отметил тогда Путин, добавив, что на этом Белоруссия сэкономит 1,6 млрд долларов в год.
Кроме того, Белоруссия покупает российский газ за 169 долларов за 1 тыс. кубометров, Украина – за 304 доллара, поэтому Минск экономит больше 2 млрд долларов в год.
Но главным вопросом на таких переговорах, по его мнению, должны стать перспективы двусторонних отношений.
«Думаю, Россия понимает, что была допущена жесточайшая ошибка − предпринятые попытки давления на Белоруссию. Это бесперспективно. И, уверен, президент России сегодня это очень четко начинает осознавать», − передает БелТА заявление Лукашенко.
«Нам нет смысла ссориться с Россией, мы никогда ни с кем не торговались. Но если нас начинают пинать и толкать в спину, то, конечно, мы ищем свое счастье в других точках планеты», − сказал Лукашенко.
Отметим, что последний раз с российским представителем Лукашенко встречался в начале апреля. На переговорах с первым вице-премьером российского правительства Игорем Шуваловым он заявил, что разрешить противоречия между двумя странами мешают «отдельные силы», признался, что стал верить в существование «пятых колонн», которые мешают нормальным двусторонним отношениям. При этом он выразил готовность выслушать все претензии в свой адрес.
«Хотелось бы определенно и четко знать, чтобы вы сказали: вот здесь вы (Белоруссия) неправильно действуете, вот это нам не нравится», − пояснил Лукашенко.
Добавим, что он мог встретиться с российским руководством еще в середине марте, когда в страну приезжал премьер Владимир Путин. Однако президент поехал с визитом в Венесуэлу, и Путин провел переговоры только с коллегой Сергеем Сидорским.
«Мы не собираемся делать грязные бомбы»
Также Лукашенко высказался по другим актуальным для Минска вопросам. По его словам, в Белоруссии остались «сотни килограммов фактически уже оружейного и менее обогащенного» урана.
В Вашингтоне во вторник завершился саммит по ядерному разоружению, где присутствовали несколько десятков мировых лидеров, в том числе президент России Дмитрий Медведев, но Лукашенко, против которого США ввели санкции, на саммите не был. Не позвали. После этого Батька дал понять, что Белоруссия сама разберется, как поступить с этими запасами.
«Мне некоторые говорят: вывозите этот уран. Хотите в Америку, мы вам заплатим, хотите в Россию. Я говорю: во-первых, почему вы нам диктуете, ведь это наш товар. Мы его содержим под контролем МАГАТЭ», − заявил президент, но тут же успокоил мировое сообщество, пояснив, что, «мы не собираемся делать грязные бомбы и не собираемся кому-то продавать».
Но тема не показалась президенту исчерпанной: «Меня сейчас приперли к стенке, нож к горлу: «отдай»! Я говорю: уже отдал ядерное оружие. А что мы от этого имеем? Поэтому диктовать никому не позволено. Давайте садиться за стол переговоров и будем решать, что делать с этим большим количеством обогащенного урана, − сказал Лукашенко. − Мы не банановая республика и можем сохранять, как уже лет 20 это делаем, этот ядерный материал».
Также он прокомментировал события в Киргизии, где президент был низложен в результате революции, но по-прежнему не сложил полномочия и требует гарантии безопасности себе и своей семье.
По словам Лукашенко, в Киргизии произошел антиконституционный переворот: «Может, это непопулярно звучит, но скажу честно и искренне: это государственный, антиконституционный переворот. Такого быть не должно».