Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Понимаю, что изрядно надоел вам»
Лукашенко представил амбициозный план реформы ОДКБ
В пятницу президент России Дмитрий Медведев провел заседание Совета коллективной безопасности ОДКБ. Председательство в ОДКБ он передал белорусскому коллеге Александру Лукашенко. Лидеры не стали вносить в устав ОДКБ поправок, которые разрешали бы применение коллективных сил внутри стран ОДКБ, вопреки пожеланиям Киргизии.
В пятницу формально закончилось годовое председательство России в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Теперь эта роль переходит к Белоруссии. Напомним, в ОДКБ входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
Не полицейские функции
То, что мы предприняли по внутренним делам, – не полицейские функции, а добровольное желание какого-либо государства, если возникнет угроза
Рассказав коллегам об итогах саммита Россия – НАТО, который состоялся 20 ноября в Лиссабоне, Медведев перешел к повестке заседания. Он указал, что события в Киргизии показали необходимость повышать эффективность ОДКБ в области противодействия современным угрозам. «Мы такой механизм подготовили», – сказал Медведев.
Как сообщает «Интерфакс», Медведев отметил, что знаковым событием в прошедшем году стало создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) численностью 20 тыс. человек. Прошедшие следом совместные учения «Взаимодействие-2009» в Казахстане и «Взаимодействие-2010» в России показали «неплохой потенциал» КСОР. По его словам, войска уже стали «региональной силой, которая способна нейтрализовывать потенциальные угрозы».
По словам Медведева, завершается формирование миротворческих сил организации численностью 3,5 тыс. человек и готовится операция по поддержанию мира, в том числе с учетом подписанных деклараций о сотрудничестве. Глава государства добавил, что результативно проходит антинаркотическая операция «Канал», операция «Нелегал» по противодействию незаконной миграции, а также операция «Прокси» по предотвращению преступного использования интернет-пространства.
В свою очередь президент Армении Серж Саргсян вновь поднял вопросы урегулирования карабахского конфликта. Последний раз он обсуждал эту тему с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым не далее как на прошлой неделе, на саммите ОБСЕ в Казахстане. Саргсян в очередной раз заявил, что его страна признает независимость Нагорного Карабаха в случае применения против него военной силы со стороны Азербайджана. Он также сообщил о намерениях ОДКБ создать новый, более эффективный механизм антикризисного реагирования. По его словам, в документах ОДКБ появятся изменения, которые «расширят инструментарий Организации на предмет реагирования на те или иные кризисные ситуации, а также регламентируют выработку и принятие мер по устранению угроз».
- Россия пообещала защитить Армению от Азербайджана
- ОДКБ согласовала меры по Киргизии
- Еще одна страна ратифицировала соглашение о КСОР
- Дмитрий Медведев сделал подарок Польше
- В Кишиневе завершился саммит СНГ
Косвенно на резкие заявления Саргсяна ответил президент Узбекистана Ислам Каримов. По его словам, задача ОДКБ – прежде всего защита ее членов от внешних угроз, а не участие в «разборках» между собой. Также, по его словам, исключено вмешательство или воздействие ОДКБ в случаях возникновения внутри тех или иных государств Организации «насильственных действий». Зато президент Киргизии Роза Отунбаева, напротив, просто поблагодарила президентов России и Узбекистана за помощь в разрешении конфликта внутри ее республики.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев тоже напомнил, что ОДКБ создано для отражения внешних угроз, внутри же организации сила может применяться только при добровольном желании самого государства. Также он считает, что в государствах – членах ОДКБ необходимо «вести разъяснительную работу о том, что ОДКБ создана для отражения внешних угроз». «То, что мы предприняли по внутренним делам, – не полицейские функции, а добровольное желание какого-либо государства, если возникнет угроза», – подчеркнул лидер Казахстана.
Итогом саммита стало подписание более чем 30 документов. В Договор о коллективной безопасности, в устав Организации, в правила процедур и Положения об органах ОДКБ внесены «изменения по совершенствованию системы кризисного реагирования». Также подписан совершенно новый документ – Положение о порядке реагирования на кризисные ситуации ОДКБ, которое регламентирует алгоритм работы постоянно действующих рабочих органов, предусматривается проведение экстренных консультаций и принятия решений о мерах, направленных на предотвращение (урегулирование) кризисной ситуации.
В то же время лидеры ОДКБ не стали править положение устава ОДКБ, которое предусматривает применение силы только для отражения внешней агрессии. Таким образом, при повторении событий, подобных резне в Оше (Киргизия), КСОР формально вновь не будут иметь права на вмешательство. Очевидно, против подобных поправок высказался Каримов.
#{interviewpolit}Особое мнение Узбекистана
Всего к саммиту было подготовлено 43 проекта документов. Однако Каримов сообщил, что он согласился подписать только 33 из них. «Узбекистан по некоторым из них имеет особое мнение, и поэтому подпись страны будет поставлена не под всеми документами», – сказал он.
Зампред комитета Госдумы по делам СНГ, директор Института стран СНГ Константин Затулин отметил, что было бы удивительно, если бы Каримов на этот раз не заявил какого-либо особого мнения.
«В большинстве случаев у Узбекистана особое мнение. Узбекистан отличается особым мнением на международной арене. Это, конечно, дополнительно увеличивает потребность согласований. Но одновременно интригует и создает дополнительный интерес к достижению более приемлемых договоренностей», – пояснил Затулин газете ВЗГЛЯД.
Депутат пояснил, что у Ташкента объективно не во всем совпадают интересы с рядом других стран ОДКБ. «Узбекистан вовлечен в региональную конкуренцию за ресурсы. Исходя из этой конкуренции, он принимает решения в отношении тех или иных своих действий в международных организациях», – пояснил Затулин.
Как заявил по итогам саммита генсек ОДКБ Николай Бордюжа, этой встречей в основном завершилось формирование нормативно-правовой базы ОДКБ, «которая позволяет сегодня действовать организации по предоставленному мандату, по тем задачам, которые перед нами ставит Совет коллективной безопасности (ОДКБ)», заявил Бордюжа.
Затулин рассказал, что принятыми решениями ОДКБ уточнила процедуры оперативного реагирования и полномочий КСОР и расширение полномочий председателя ОДКБ. «Это очень важные процедуры», – подчеркнул депутат.
Также он выделил одобрение новых правил по определению вовлеченности в миротворческие операции. Согласно им члены организации могут заявить о своем неучастии в операции. «Они могут, наконец, как это и раньше было, накладывать вето на операции, что сделает невозможным использование структур ОДКБ в проведении такого рода действий. Появляется форма пассивного участия и неучастия в миротворческой операции, когда страна не мешает другим участвовать в миротворческой операции в рамках ОДКБ», – пояснил Затулин.
#{interviewsociety}План миротворца Лукашенко
Другим итогом заседания стала официальная передача Белоруссии председательства в ОДКБ. Минск подготовил несколько инициатив для повышения роли и влияния организации. В обращении Лукашенко говорится, что у ОДКБ «должен быть действенный миротворческий компонент». Он предлагает «проработать перспективы организации миротворческой деятельности в совместном ООН-ОДКБ формате». «Только сообща мы сможем обеспечить безопасность по периметру, так сказать, на подступах к рубежам ОДКБ», – сказал белорусский лидер.
Также Лукашенко призывает развивать военную составляющую ОДКБ. «Белоруссия предлагает разработать и утвердить целевую программу оснащения современным и совместимым вооружением, средствами специального назначения и связи, другим снаряжением», – пояснил Лукашенко, добавив, что в качестве инициативы в военной области надо привлекать силы и средства системы коллективной безопасности ОДКБ для участия в совместных учениях.
Кроме того, новый председатель хотел бы разработать единый регламент использования подразделений по чрезвычайным ситуациям в рамках создаваемых КСОР и «в целях противодействия нелегальной миграции, борьбы с терроризмом создать правовые рамки для формирования базы данных лиц, которые несут в этой связи потенциальную угрозу».
«Изрядно надоел вам»
Добавим, что по итогам встречи Лукашенко сделал ряд замечаний не только по ОДКБ. Он заявил, что его отношения с руководством России нормализовались. «Напрасно некоторые потирали руки, считая, что президенты России и Белоруссии поругались – мы не ругались, – заявил Батька. – Как говорят в России, и родня может на кухне поссориться. Как неожиданно испортились отношения, так неожиданно для вас они и нормализуются».
Лукашенко также дал понять, что победит на президентских выборах 19 декабря, после чего в республике произойдут политические перемены.
«Понимаю, что изрядно надоел вам, – посочувствовал Лукашенко. – Какие бы там ни были политические перемены – а они обязательно будут, имея в виду политические перемены вообще, а не смену власти в Белоруссии, хотя всякое может быть – этой политике (сотрудничества), даже если будут другие президенты у власти, поверьте, Белоруссия будет привержена; иное не приемлет белорусский народ».
Белоруссию ее лидер считает подлинной демократией. «Мы стали таким демократическим государством, что я боюсь, чтобы от меня другие главы государств не шарахались как от такого демократа», – сказал он. «Мы уже раскрыли страну, приезжайте все, кто хотите, что хотите говорите, что хотите смотрите – урны, бюллетени, проверяйте ради Бога, только чтобы не сказали, что мы ведем себя как-то скрытно», – призвал он.
Что касается подписанных документов, то это, по словам председателя, «не кардинальная ломка, а активное совершенствование работы ОДКБ». «Ничего кардинального не произошло», – заверил белорусский лидер. Он пояснил, что изменения пришлось внести, «особенно учитывая события летом этого года в Киргизии». Отвечая на вопрос, почему ОДКБ до сих пор редко помогала государствам-членам в случае чрезвычайных ситуаций, Лукашенко пояснил: «Не реагировали, так как не было ни сил, ни средств, ни нормативной базы». Теперь, по его словам, ситуация изменится.
Затулин считает, что кризис в Киргизии был «особой ситуацией», так как речь шла не о внешней агрессии, а о внутренних событиях. «ОДКБ было крайне затруднительно прямо вмешиваться в события в Киргизии. Со своей стороны ОДКБ на определенном этапе подключилась к поиску мирных решений и укреплению вооруженных сил страны, чтобы не допустить сползания страны в хаос», – сказал Затулин, указав, что киргизский случай не может рассматриваться как прецедент.