Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
8 ноября 2010, 21:44 • Политика

«Цели Индии и США не совпадают»

Федор Лукьянов: Индия не станет в угоду США ссориться с КНР

«Цели Индии и США не совпадают»
@ Reuters

Tекст: Андрей Резчиков

«Индия как раз против того, чтобы стать для Америки антикитайской опорой в Азии», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог Федор Лукьянов. Чтобы найти противовес Китаю, США пытаются найти союзников в Южной Азии, в том числе рассматривая Индию. По словам Лукьянова, Дели уже ощущает собственную силу и вовсе не стремится под крыло Вашингтона.

Президент США Барак Обама совершает десятидневное турне по странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Первой в этом списке оказалась Индия, где он собирается пробыть больше четырех дней. Таким образом, Индия стала страной, пребывание в которой стало самым длительным после вступления его в должность президента США. Затем заокеанского гостя ждут в Индонезии, Южной Корее и Японии. В Белом доме уверяют, что Обама хочет улучшить в первую очередь экономические связи с этими странами.

Китай – слишком важная и влиятельная держава, чтобы вступать с ней в отношения прямого противодействия. Но Индия хотела бы, укрепляя отношения с разными странами, усиливать позиции, не превращаясь в фактор сдерживания Китая

Выступая в понедельник в парламенте Индии, Обама пообещал добиваться повышения международного статуса этой страны и, в частности, предоставления Дели места постоянного члена Совета Безопасности ООН. Обама уже обсудил с индийским руководством взаимную торговлю, военно-техническое сотрудничество, а также сотрудничество между двумя странами в противодействии террору. Индия стала первой в этом списке не случайно – она постоянно оказывается мишенью для боевиков-исламистов.

Чего на самом деле добивается Вашингтон от Дели и каким будет это сотрудничество в будущем, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

ВЗГЛЯД: Федор Александрович, в ходе визита Барака Обамы в Индию обе страны подписали около двух десятков контрактов на сумму 10 млрд долларов. Обама рассказал, что Boeing продаст Дели десятки грузовых самолетов, а General Electric поставит более ста реактивных двигателей. Можно сказать, что для США торговля вооружением легла в основу индийской политики?

Федор Лукьянов: У США есть задача качественно продвинуть отношения с Индией, поскольку она – одна из наиболее активных быстроразвивающихся держав. Индия привлекает всеобщее внимание темпами своего роста в силу своего масштаба и просто того, что регион, в котором она находится, становится все более важным в мировом контексте.

#{smallinfographicleft=424488}ВЗГЛЯД: США обещают усилить сотрудничество с Индией в космической, гражданской, ядерной и оборонной сферах. По мнению наблюдателей, Вашингтон создает антикитайский контур, в который уже втянуты Япония, Южная Корея и Вьетнам. Индия тоже может стать частью этой «буферной зоны»?

Ф. Л.: США стремятся развить отношения с Индией с тем, чтобы иметь более мощный противовес Китаю. Судя по многим факторам, политические отношения США с Китаем будут развиваться весьма неровно, проблемно. Соперничество нарастает. Оно, правда, пока что носит непрямой характер. Но в перспективе американские стратеги не исключают, что Китай станет полноценным соперником Америки в полноценном масштабе. Как бы то ни было, налицо предожидание этого соперничества с Китаем. Одно из его проявлений – стремление заручиться более солидной поддержкой региональных стран, которые могут служить противовесом Китаю.

Это, с одной стороны, Япония – традиционный союзник США. А с другой – Индия как страна, традиционно испытывающая к Китаю как минимум недоверие, учитывая их совместную историю. Так что здесь эта политическая задача первична. А наполнение ее, в частности – это активизация военно-технического сотрудничества. Естественно, здесь играют роль и американские производители, которым нужно расширять рынки. Индия – очень привлекательный рынок. Это уважаемая страна с большими запросами в военной области.

ВЗГЛЯД: А Индия не против стать частью антикитайского контура?

Ф. Л.: Нет, это не так. Индия как раз против того, чтобы стать антикитайской опорой Америки. Индия опасается этого, поскольку Китай – слишком важная и влиятельная держава, чтобы вступать с ней в прямое противодействие. Но Индия хотела бы, укрепляя отношения с разными странами, усиливать позиции, не превращаясь в фактор сдерживания Китая, чего хотят Соединенные Штаты. Здесь наблюдается частичное, но не полное совпадение стремлений между Америкой и Индией.

ВЗГЛЯД: Вашингтон накладывает различные ограничения на использование продаваемого оружия. Но индийцы хотели бы самостоятельно эксплуатировать его. На этой почве могут начаться размолвки между двумя странами?

Ф. Л.: Это не столько появление трений, сколько это условие заключаемых контрактов. Когда они заключаются, то в ходе процесса существуют договоренности и оговорки, которые определяют рамки использования. Для Индии фобия № 1 – это Пакистан. Для США Пакистан – один из опорных союзников на Ближнем Востоке. Сейчас между ними очень сложные отношения.

Иногда трудно понять, на чьей стороне играет Пакистан, потому что он пытается играть за всех сразу. Но Соединенным Штатам сделать ставку полностью на Индию и забросить Пакистан было бы очень опасно и неправильно. На этом фоне в военно-технической сфере предстоит процесс сложного согласования, какое оружие продается и на каких условиях.

Федор Лукьянов (Фото: РИА

Федор Лукьянов (Фото: РИА "Новости")

ВЗГЛЯД: США строят военную супербазу на острове Гуам в Тихом океане. По информации британской печати, стоимость проекта достигает 12,5 млрд долларов. Это – также из стремления сдержать растущую военную мощь Китая?

Ф. Л.: Вся стратегия Вашингтона влияния в Тихоокеанском регионе постепенно выстраивается в задачу сдерживать Китай. В особенности в перспективе. Здесь это достаточно прозрачно. Китай наращивает свои военно-морские силы, также подспудно исходя из того, что в регионе может начаться соперничество.

Так что здесь явно намечается серьезное противостояние. Впрочем, довольно сложное, потому что степень экономической взаимозависимости США и Китая беспрецедентна. Традиционные схемы против борьбы за мировое господство, к которым мы привыкли, прежде всего, по европейской истории прежних веков, на сегодня неприменимы.

ВЗГЛЯД: Обама пообещал сделать Индию постоянным членом Совета Безопасности ООН. Это реально?

Ф. Л.: Тема расширения Совбеза ООН безболезненна, потому что все знают – этого не будет. Ну и что, что американцы высказались в пользу Индии? А Китай высказывается против Индии. А европейцы безумно боятся, что в процессе расширения ООН встанет вопрос, а он по логике встанет, а почему, собственно, Европа занимает такое место, что сразу две европейских страны обладают правом вето, хотя роль Европы сейчас явно не соответствует тому, что было в середине XX века.

Кроме того, возникает огромное количество государств, которые считают, что у них тоже есть право на постоянное место в Совбезе ООН. Тот же самый Пакистан приложит все усилия, чтобы Индия не получила это место. Короче говоря, это бесконечный процесс с огромным количеством внутренних противоречий.

Так что сама по себе Индия одна никогда членом Совбеза не станет. Если это и возможно, то в какой-то отдаленной перспективе и в каких-то совершенно других условиях, в результате пакетного соглашения, когда Совбез расширяется на несколько стран, представляющих разные регионы. Но ни в коем случае Индия отдельно. Обама может это спокойно обещать, и это не повлечет ничего, кроме позитивных эмоций со стороны Дели.

ВЗГЛЯД: Обама также призвал к активизации диалога между Индией и Пакистаном...

Ф. Л.: Он ничего другого не мог сказать. Что касается перспектив, то сейчас отношения чуть менее напряженные, чем полтора года назад, когда случился теракт в Мумбаи. Тогда многие опасались, что Индия вообще начнет войну, когда выяснилось, что эта акция корнями уходит в Пакистан.

Индия проявила удивительную сдержанность, после чего удостоилась очень больших похвал со стороны Соединенных Штатов. При этом подвигнуть извне эти две страны к какому-то сближению невозможно, потому что в Пакистане крайне нестабильна власть, и понять, куда будет развиваться пакистанская политическая система, невозможно. То ли это дальнейшее расшатывание, то ли военный переворот и возвращение к власти генералов.

ВЗГЛЯД: Из-за стремительного роста объемов оборонного бюджета Индии доля российской оборонки на этом рынке падает. США и Израиль предлагают Индии беспилотники и транспортные самолеты. А что Россия может предложить?

Ф. Л.: В целом Индия – это остро конкурентный рынок. На Индии не лежат никакие политические ограничения. Есть страны, которые остаются постоянными клиентами России, потому что у них ограничены возможности получения соответствующих материалов и техники на Западе. Это Сирия, Иран и т. п. Индия к таковым не относится. Поэтому России, чтобы сохранять индийский рынок, придется прилагать очень большие усилия. Индия – клиент, у которого есть выбор.

..............