Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
29 комментариев«Двойственные функции нужно исключить»
Владимир Груздев: Милиция срослась с бандитами напрямую
«Мы против того, чтобы полиция отвечала за такое количество ключевых вопросов. Ведомство должно содействовать, а не играть главенствующую роль», – заявил газете ВЗГЛЯД первый зампред комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев.
В конце октября президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект закона «О полиции», подготовленный «с учетом всенародного обсуждения». Несмотря на то, что первоначальный вариант, появившийся в августе на сайте zakonoproekt2010.ru, был переработан почти наполовину, большая часть правок по-прежнему вызывает беспокойство у общественности и экспертов, а споры вокруг документа, рассмотрение которого в первом чтении назначено уже на 10 декабря, так и не утихают.
Теперь каждый из 400 тыс. патрульно-постовых сотрудников сможет остановить любого человека и потребовать у него документы
В пятницу думский комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал палате поддержать внесенный президентом законопроект, однако высказался за внесение в документ ряда существенных поправок. О том, какие именно инициативы не понравились парламентариям, газета ВЗГЛЯД побеседовала с первым зампредом комитета Владимиром Груздевым.
ВЗГЛЯД: Владимир Сергеевич, в опубликованном вашим комитетом сообщении говорится, что законопроект содержит целый ряд бланкетных и отсылочных норм. Могут ли такие неясности в законе впоследствии стать коррупциногенными факторами?
Владимир Груздев: Мы считаем, что все полномочия, права и обязанности полицейских должны быть максимально прописаны в законе. При этом не должно быть ссылок на внутриведомственные приказы и указы. Такие формулировки, как «иные документы», «в возможно короткий срок», допускают широкое толкование, поэтому недопустимы. Это приведет все к тем же событиям, которые мы наблюдаем в рамках действующего закона о милиции.
ВЗГЛЯД: В проекте закона прописаны во многом несвойственные для полиции функции. Какие из них можно исключить?
- Медведев внес в Госдуму обновленный законопроект "О полиции"
- Значки полицейских обойдутся в один миллиард рублей
- Российских полицейских обяжут лично извиняться
В.Г.: По нынешнему варианту законопроекта с марта 2011 года органы внутренних дел, которые контролируют деятельность частных охранных предприятий, получают право оказывать коммерческие услуги гражданам и организациям по охране их имущества. Налицо конфликт интересов.
Также полиция получает контроль за деятельностью федеральной миграционной службы. Это означает, что все 400 тыс. патрульно-постовых сотрудников смогут остановить любого гражданина и потребовать у него документы и регистрацию. При этом у них нет даже никаких баз данных, чтобы проверить информацию. Мы считаем, что функция полиции – лишь доставить человека, который по их подозрению нарушает закон, в органы миграционной службы, где с ним уже будут разбираться по существу.
Двойственные функции нужно исключить и в области лицензирования, регистрации и техосмотра машин, приема экзаменов на права управления автомобилей, оформления водительских удостоверений, осуществление экспертно-криминалистической деятельности, участия в авиационной безопасности, участия в налоговых проверках по запросам налоговых органов. Мы против того, чтобы полиция отвечала за такое количество ключевых вопросов. Ведомство должно содействовать, а не играть главенствующую роль.
ВЗГЛЯД: Каковы, на ваш взгляд, оптимальные механизмы общественного контроля полиции? Смогут ли рядовые граждане прямым путем влиять на представителей ведомства?
В.Г.: Последние события в станице Кущевской в Краснодарском крае как раз демонстрируют, насколько муниципальные руководители и рядовые сотрудники органов внутренних дел срослись с бандитами напрямую: они закрывают на все глаза, пишут оправдывающие рапорты. Чтобы такого не происходило, необходимо, чтобы у муниципального собрания была возможность выразить вотум недоверия именно в отношении только местных руководителей органов внутренних дел. Дальше вышестоящее руководство должно оценить ситуацию и принять соответствующее решение. Таким образом, вотум недоверия будет формализован.
ВЗГЛЯД: Возможен ли вотум недоверия в отношении генералов?
В.Г.: Сложность в том, что сама система органов внутренних дел представляет собой вертикаль, которая должна четко сохраняться. Президент, который своим указом снимает или назначает высших руководителей генеральского ранга, выступает в качестве качественного «сита». Что же касается муниципальных ведомств, то здесь его контроля оказывается недостаточно и должности просто покупаются. Как раз здесь и нужен общественный контроль.