Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

4 комментария
Ван Вэнь Ван Вэнь Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.

17 комментариев
8 сентября 2009, 14:43 • Политика

Бухарест хочет «водочки»

СМИ: России и Румынии нужно "выпить водочки"

Бухарест хочет «водочки»
@ Reuters

Tекст: Андрей Резчиков

Румынская пресса настаивает, что Москва и Бухарест в последнее время все чаще обмениваются позитивными сигналами, поэтому сторонам следовало бы провести переговоры «за водочкой», чтобы окончательно закрепить историческое примирение. И хотя Бухарест в свое время действительно не поддержал Саакашвили и выразил готовность участвовать в российских энергетических проектах, эксперты в подобных перспективах сомневаются: примирению мешают Молдавия и Приднестровье.

Через несколько месяцев в Румынии пройдут президентские выборы. Предсказуемо, что политическая обстановка в стране резко накалилась. Сейчас на первом плане – социальная проблематика и сепаратизм, но немало внимания уделяется и внешней политике. В связи с этим румынская газета Ziua решила проанализировать отношения между Бухарестом и Москвой. Прогнозы в целом благоприятные.

Москва может поиграть на противоречиях между Бухарестом и Киевом с целью получения преференций в зоне черноморского бассейна

После распада ОВД отношения между странами долгие годы оставались весьма напряженными. Первые перемены произошли в 2008 году, когда Россия поблагодарила Румынию за отказ признать независимость Косова. Уже через несколько месяцев, во время трагических событий в зоне грузино-югоосетинского конфликта, Бухарест не стал поддерживать президента Грузии Михаила Саакашвили, что сделало, к примеру, руководство прибалтийских республик и Польши.

Издание подчеркивает, что в последнее время источником позитивных сигналов стало именно российское руководство. Одно из главных тому свидетельств – позиция российского премьера Владимира Путина, который в годовщину подписания пакта Молотова – Риббентропа не причислил Румынию к странам, «фальсифицирующим историю». Не упоминалась она Москвой в этом контексте и раньше, в отличие от тех же Польши и Прибалтики, а также Украины.

В свою очередь президент Румынии Траян Бэсеску на встрече с мэрами молдавских городов упомянул о пакте лишь в контексте отказа подписать базовый договор с Кишиневом. Никаких антироссийских намеков, подчеркивает ИА REGNUM, в его речи не было.

Другой сигнал в Румынии уловили на встрече президента России Дмитрия Медведева с Владимиром Ворониным, который в ближайшие дни сложит с себя полномочия президента Молдавии. Газета пишет, что Россию больше не беспокоит смена власти в Кишиневе (напомним, новое руководство республики можно смело назвать прорумынским), она проинформировала Бухарест о том, что впредь не намерена «превышать дипломатические рамки» в Молдавии.

Издание напоминает, что после апрельских погромов в молдавской столице Дмитрий Медведев на саммите Россия – ЕС в Хабаровске повторил за Ворониным и молдавской Компартией антирумынские тезисы, обвинив Бухарест в организации беспорядков. Однако позже, пишет издание, Россия «вернулась к нормальному пониманию ситуации».

Окончательно сделать вывод о переменах в российско-румынских отношениях наблюдатели смогли после заявлений Траяна Бэсеску на экономическом форуме ЕС – Россия в Бухаресте. Он уважительно упомянул о Москве и призвал Брюссель привлекать ее для участия в совместных проектах. Слова румынского лидера подтвердили крупные чиновники, с некоторых пор не исключающие возможности участия страны в проекте газопровода «Южный поток», а также принципиального согласия Бухареста на прохождение российской трубы через экономическую зону Румынии в Черном море.

Резюмируя вышесказанное, газета приходит к выводу, что двум сторонам не помешало бы как-то встретиться «за водочкой, как это любят русские», чтобы вывести отношения на новый этап.

Старший эксперт Центра политической конъюнктуры России Максим Минаев, однако, настаивает, что российско-румынский диалог способен развиваться только в «тактической плоскости». В первую очередь потому, что в двусторонних отношениях остается много трудностей из-за Молдавии.

«Молдавское руководство делает ставку на не совсем дружественные Москве силы. Как показали стихийные события в Кишиневе, контекст действий оппозиции четко ассоциировался в том числе с антироссийскими сигналами», – сказал Минаев газете ВЗГЛЯД. По его словам, промежуточная молдавская тематика во многом будет определять и развитие политического диалога между Москвой и Бухарестом.

Между тем, признает Минаев, сферы для сближения есть, прежде всего по строительству «Южного потока», и Румыния всегда входила в число возможных альтернативных транзитеров.

Стоит учитывать и отношения Румынии с Украиной, которые в последнее время омрачили несколько шпионских скандалов и споров за территорию, что в итоге привело к отставке министра иностранных дел Украины Владимира Огрызко. «Здесь Москва может поиграть на противоречиях между Бухарестом и Киевом с целью получения каких-то преференций в зоне черноморского бассейна», – полает политолог.

Между тем Минаев напомнил, что Румыния входит в НАТО, в связи с этим встает вопрос, насколько долгосрочными будут преференции для Москвы. Бухарест никогда не скрывал своих амбиций, в том числе на постсоветском пространстве, которое Россия рассматривает зоной своих приоритетных интересов.

Также Румыния поддерживает молдавский сценарий урегулирования приднестровского конфликта. «Здесь противоречий больше, чем возможностей для конструктивного и долгосрочного движения», – подытожил эксперт.