Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевЧастичный ПРОрыв
Медведев - Обама: первые итоги переговоров
Первым итогом переговоров президентов России и США стало подписание ряда документов, большая часть из которых не имеет юридической силы и является по факту декларацией о намерениях. Тем не менее Смоленская площадь считает огромным успехом уже то, что, в частности, в документе по СНВ зафиксирована взаимосвязь между стратегическими оборонительными и наступательными вооружениями. При этом Белый дом сообщает о том, что вопрос по военному транзиту в Афган через РФ также решен положительно.
Самолет президента США Барака Обамы приземлился в Москве в понедельник днем – американский лидер стал первым гостем нового павильона правительственного аэропорта Внуково-2. И сразу же отправился в Александровский сад, чтобы принять участие в возложении венка к мемориалу в память о героизме советских воинов в годы Великой Отечественной войны – могиле Неизвестного солдата.
Позднее в Красной гостиной Кремля президента США встретили приветственным чаепитием, в котором приняли участие супруги президентов – Светлана Медведева и Мишель Обама, а также их дети. После чаепития главы государств отправились на переговоры, а их супруги с детьми – на экскурсию в Оружейную палату и на прогулку по Кремлю.
Отметим, что визит Обамы носит статус рабочего – обе стороны специально договорились свести к минимуму протокольные церемонии, чтобы сосредоточиться на содержательной стороне саммита.
Диалоги о намерениях
По целому ряду вопросов, вопросов безопасности, экономики, энергии, окружающей среды между Россией и США гораздо больше общего, чем отличий
Открывая встречу, Медведев заметил, что погода располагает к общению: «Потому что на улице прохладно, так что есть возможность работать как следует».
«Действительно, уж лучше быть внутри здания», – согласился с ним Обама, отметив, что в последний раз, когда он был в Москве, температура в российской столице было 80 градусов по Фаренгейту, то есть +26,6 градуса по Цельсию.
Обама посещал Россию в 2005 году: будучи сенатором, вместе со своим коллегой Ричардом Лугаром приезжал для проверки выполнения программы сокращения ядерной угрозы. Добавим, что перед началом встречи российский президент подарил своему американскому коллеге фотоотчет о сотрудничестве Министерства обороны РФ с министерством обороны США в области повышения ядерной безопасности. Данная брошюра содержит фотографии объектов, которые Обама в бытность сенатором посещал в России.
«Мы надеемся, что в результате нашей сегодняшней работы, завтрашней работы, полноценного двустороннего общения мы закроем ряд сложных проблем в истории российско-американских отношений и откроем новую страницу», – передает слова президента России РИА «Новости».
По его мнению, у России и США есть все шансы для принятия важных решений, в том числе по СНВ. «Наши страны сталкиваются с разными проблемами – это и проблемы обеспечения мировой безопасности, и проблемы стратегических наступательных вооружений. Я считаю, что по всей повестке дня у нас есть все шансы принять важные и нужные решения», – подчеркнул он.
- Первый блин не комом
- Притяжение Обамы
- «Со мной можно вести дела»
- Персона особого внимания
- Обама устал от холодной войны
- Обама прилетит на готовое
- Прощай, атомное оружие
- Обама вспомнил о Грузии
Обама, в свою очередь, также выразил надежду, что в ближайшие дни при условии усердной работы США и России «удастся достигнуть хороших результатов и прогресса». «По целому ряду вопросов, вопросов безопасности, экономики, энергии, окружающей среды между Россией и США гораздо больше общего, чем отличий, и если мы приложим свои усилия и будем усердно работать в ближайшие дни, я думаю, мы достигнем хороших результатов и прогресса», – заявил американский лидер.
По окончании переговоров в узком составе, в которых помимо президентов принимали участие главы внешнеполитических ведомств и помощники по внешней политике, началась встреча в составе расширенном (в частности, с российской стороны к переговорам присоединились секретарь Совета безопасности Николай Патрушев, первый вице-премьер Игорь Шувалов, помощник президента Аркадий Дворкович, министры обороны Анатолий Сердюков и экономического развития Эльвира Набиуллина, начальник Генштаба Николай Макаров). При этом главы государств заявили, что довольны первым этапом консультаций, который продлился полтора часа вместо планируемого изначально получаса. «Мы недаром потратили время, обсудили важные темы», – сказал Медведев.
Итоги на бумаге
Мы пока не соглашаемся в оценке того, какие могут быть последствия тех или иных решений администрации США, для нас остается вопрос с третьим позиционным районом
Особых прорывов в вопросе ПРО в совместном заявлении двух президентов обнаружить не удалось. Стороны лишь заверили, что «продолжат переговоры о возможном сотрудничестве».
Так, оба лидера уже «поручили экспертам провести совместную работу по анализу баллистических ракетных вызовов ХХI века и подготовить соответствующие рекомендации». В частности, эти эксперты «активизируют диалог по созданию Центра обмена данными, который должен стать основой многостороннего режима уведомлений о ракетных пусках». «Одновременно они планируют провести совместный обзор всего спектра имеющихся в нашем распоряжении средств, позволяющих нам сотрудничать в мониторинге развития ракетных программ в мире», – гласит заявление Медведева и Обамы, которое цитирует ИТАР-ТАСС.
«Наши страны активизируют поиск оптимальных путей укрепления стратегических отношений на основе взаимного уважения и общих интересов», – отмечается в тексте. Президенты также призвали «все страны, обладающие ракетным потенциалом, воздерживаться от шагов, способных привести к ракетному распространению и к подрыву региональной и глобальной стабильности».
Позднее замглавы МИД России Сергей Рябков, курирующий отношения России и США, признал, что конкретных договоренностей в этой области действительно не получилось достичь. «Мы пока не соглашаемся в оценке того, какие могут быть последствия тех или иных решений администрации США, для нас остается вопрос с третьим позиционным районом», – заявил он журналистам.
«В принципе, – считает дипломат, – при надлежащем урегулировании этого вопроса мы можем, безусловно, продвинуться в совместной оценке угроз и в сотрудничестве в области ПРО». Однако «дискуссия идет достаточно сложно, потому что подходы достаточно разные, много времени ушло на обсуждение этой темы, и, конечно, после этого визита в американской делегации и у самого президента гораздо больше понимания того, чем российская сторона озабочена, какие у нас приоритеты, как мы рассчитываем снимать эти озабоченности»
#{weapon} Что до совместного заявления, далее следует пассаж о том, что Москва и Вашингтон «договорились продолжить утилизацию запасов ядерного оружия, превышающих количество, необходимое для обороны». Речь идет о 34 метрических тоннах оружейного плутония с каждой стороны. Реализация совместных программ по урановому топливу также будет продолжена. «Мы отмечаем важность использования ВОУ в гражданских целях, и там, где это возможно, максимально поддерживаем такие усилия», – отмечают президенты, подчеркивая, что Россия и США «разделяют общие взгляды на развитие чистой, безопасной, надежной и доступной ядерной энергетики в мирных целях».
Наконец, стороны подтвердили, что будут «наращивать сотрудничество, направленное на предотвращение нераспространения ядерного оружия и пресечение активов ядерного терроризма» (данная новость вряд ли понравится Тегерану и Пхеньяну).
«Признавая важную роль гарантий в укреплении уверенности в мирном характере использования ядерной энергии и в борьбе с угрозами распространения, мы продолжим совместную работу по расширению возможностей двустороннего и многостороннего сотрудничества для укрепления общей эффективности международной системы гарантий. Мы несем особую ответственность за безопасность ядерного оружия. В то время как мы вновь подтверждаем, что состояние защиты ядерных объектов России и США удовлетворяет современным требованиям, мы подчеркиваем, что требования ядерной безопасности нуждаются в непрерывном совершенствовании», – пообещали президенты.
Тем не менее один из вопросов все-таки решен: для доставки грузов для международных сил в Афганистане будет активно задействован транзит через российскую территорию. При этом в заявлении президентов речь идет о «доставке имущества и оборудования для нужд международных сил». При этом ИТАР-ТАСС со ссылкой на Белый дом сообщает, что сторонами было заключено межправительственное соглашение именно о военном транзите грузов, то есть вооружений, военной техники, военного имущества и персонала.
Главным же итогом можно назвать подписание рамочного документа по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). Даже при том, что юридически обязывающего статуса он не имеет, лишь фиксирует ориентиры для дальнейшей работы над текстом соглашения, которое придет на смену СНВ (в документе также говорится, что юридически обязывающий договор должен быть «заключен в ближайшее время»).
Так, Россия и США намерены сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов – до 1 500–1 675 единиц и их носителей – до 500–1 100 единиц, говорится в документе, озаглавленном «Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений», передает РИА «Новости».
«Одно то, что зафиксированы эти диапазоны, – огромное достижение само по себе, – прокомментировал ситуацию Рябков. – Четко зафиксирована взаимосвязь между стратегическими оборонительными и наступательными вооружениями. Это наше очень большое достижение – то, что мы смогли зафиксировать это в совместном подписанном документе».
«Мы договорились также о том, что наступательные и оборонительные средства обеих стран должны рассматриваться в комплексе», – подтвердил позднее Медведев на совместной с Обамой пресс-конференции. Он также назвал важным результатом принятие совместного российско-американского заявления по противоракетной обороне. «И это тоже важный результат работы. Даже при понимании того, что по целому ряду позиций у нас еще остаются расхождения, тем не менее нам удалось выйти на совместный документ, который принят путем одобрения», – сказал глава российского государства.
Напомним, что подписанный в 1991 году Договор СНВ-1 обязывает Вашингтон и Москву постепенно сократить количество ядерных боеголовок до шести тысяч, а их носителей – до 1 600 с каждой стороны. При этом срок его действия истекает 5 декабря 2009 года, и Москва настаивает, что новый договор необходимо обсуждать только в пакете с проблемой третьего района ПРО в Европе.