Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевЕще припомнит
Лукашенко: Россия отказала. Такое не забывается
В воскресенье в интервью австрийской деловой газете Die Presse президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказал о препятствиях, которые он видит для интеграции страны в Евросоюз, нападках западных СМИ на существующий политический строй и ситуации с приватизацией. Кроме того, белорусский лидер рассказал о крупном кредите, который МВФ готов предоставить Белоруссии, а также о непростых отношениях с Россией.
Александр Лукашенко дал развернутое интервью, значительную часть которого посвятил взаимоотношениям Белоруссии с Западом и с Россией. В частности, он попытался объяснить последние российско-белорусские конфликты.
«Скажу откровенно: не в сфере объективного лежат наши противоречия. Это исключительно, как многие в России сегодня уже говорят, субъективный вопрос. И он связан с политикой и позицией российского руководства», – приводит в воскресенье агентство БЕЛТА выдержки из интервью Лукашенко австрийской газете Die Presse.
Надо доверять друг другу и не ставить каких-то дополнительных условий, это замедляет наше движение вперед
Однако в целом, убежден Лукашенко, отношения двух стран нормальные.
«Ну, были эти «молочные войны». Сейчас этого нет. Мы быстро это исправили. Потому что у нас хорошие рычаги и хорошие каналы сотрудничества. Отойди в сторонку – и жизнь сама все поправит. Поэтому у нас нет чего-то трагического в наших отношениях. Абсолютно нет. Мы можем в течение одного месяца, ну до конца этого года решить все проблемы. И даже те проблемы, которые мы не решали, но они для нас стратегические», – утверждает в интервью Лукашенко.
Россия в июне запретила ввоз белорусской молочной продукции из-за ее несоответствия новому техрегламенту РФ. Стороны 17 июня подписали протокол, в соответствии с которым Роспотребнадзор разрешил на период переоформления поставлять молочную продукцию в Россию.
#{ussr}
«Союзное государство – это цель. Если Россия готова двигаться по этому пути – ради Бога, этот проект не похоронен. Мы знаем, как идти по этому пути, у нас нет никаких в этом плане проблем, если Россия к этому готова», – резюмировал Лукашенко.
По мнению Лукашенко, Белоруссии выгодна роль моста между Европейским союзом и Россией.
«Я часто говорю открыто о том, что Богом нам предопределено жить между этими гигантами, выполняя роль моста между Европейским союзом и Россией. И выполнять роль моста мы обязаны, потому что таково наше положение. И, что там греха таить, это экономически выгодно», – говорит президент.
Он отметил, что транзит – очень важная часть доходов государства, пусть и «не самая большая». «Это и политическое, это и какое-то экономическое влияние, какие-то рычаги. Поэтому отказаться от этой роли мы не можем, согласитесь. Это объективно... Мы вынуждены будем проводить многовекторную политику, строя свои добрые отношения с Европейским союзом и с Российской Федерацией», – подчеркнул президент.
Лукашенко изложил также свои взгляды на взаимоотношения с Евросоюзом.
«Установление Евросоюзом дополнительных условий для диалога с Белоруссией замедляет движение вперед», – заявляет президент страны Александр Лукашенко, текст интервью которого австрийской деловой газете Die Presse приводит «Интерфакс».
«Надо доверять друг другу и не ставить каких-то дополнительных условий, это замедляет наше движение вперед, – приводит издание слова белорусского лидера. – Давайте садиться за стол переговоров, вести диалог. Если в процессе этого возникнут какие-то политические, дипломатические вопросы – их будем решать параллельно».
Под дополнительными условиями белорусский лидер подразумевает требования о демократизации Белорусии. «Скажите, как демократизировать, где стандарт – в Австрии, Германии? Для каждой страны свой стандарт, и мы настолько в вашем понимании будет демократизироваться, насколько это в интересах нашего народа», – сказал Лукашенко.
«Я не вижу большой разницы между демократией в Белоруссии и Европе. Вы что, почувствовали, что здесь люди ходят и дрожат, как это порой подается в западных СМИ? Нет, у нас люди живут спокойнее, чем в любой другой европейской стране», – подчеркнул Лукашенко.
При этом белорусский лидер категорически отвергает обвинения существующему в его стране строю, которые звучат со страниц западных СМИ. «Говорят, что мы тут давим, травим, в тюрьму сажаем тех, кто выйдет на улицы. Это чушь, этого нет в Белоруссии», – подчеркнул он.
По мнению президента, Белоруссии и Евросоюзу надо искать точки соприкосновения, вырабатывая повестку дня отношений. «А повестка дня уже выработана жизнью: наркотрафик, торговля людьми, единые транспортные, энергетические проблемы – огромное количество вопросов, которые важны для Европы и для нас», – считает Лукашенко.
Не думайте, что мы в связи с кризисом готовы кому-то там – европейцам, американцам, россиянам – отдать все, что попросят
Но одним из самых заметных высказываний Лукашенко стал пассаж относительно кредитов, которые запрашивала Белоруссия у МВФ и России. Президент Белоруссии сообщил изданию, что Международный валютный фонд предложил Белоруссии кредит на более выгодных, чем Россия, условиях.
«В России этого не ожидали, думали, что если они не дадут, то никто нам не поможет, мы тут обвалимся. Если бы никто и не дал этих кредитов, не обвалилась бы экономика, выжили бы», – говорит белорусский президент, добавив, что он как президент будет помнить эту помощь Белоруссии и будет призывать помнить об этом и белорусский народ.
По его словам, еще до переговоров с МВФ в Белоруссии начался процесс либерализации экономики. «И почему мы быстро договорились – потому что у нас этот процесс уже идет», – сказал глава белорусского государства.
Говоря о возможном получении кредита от МВФ, Лукашенко добавил, что Россия не выполнила полностью свое обещание выдать Белоруссии кредит на 2 млрд долларов. «Это не забывается. Надо быть обязательным. Не можешь – скажи, что не могу в силу таких-то причин, можешь (знаю, что могут) – договорились, надо свято исполнять свои обещания», – подчеркнул глава Белоруссии.
По словам Александра Лукашенко, несмотря на финансовую помощь со стороны Запада, Белоруссия не будет ускорять процесс приватизации своих предприятий, даже несмотря на мировой финансово-экономический кризис.
«Это (приватизация – прим.) не имеет никакого отношения к кризису, – подчеркнул он. – Мы акционировали свои предприятия практически все еще до кризиса. Вот акции. Хотите купить – приходите, покупайте, если договоримся».
«Не думайте, что мы в связи с кризисом готовы кому-то там – европейцам, американцам, россиянам – отдать все, что попросят. Как относились жестко к вопросам приватизации, так и относимся», – подчеркнул Лукашенко.
По словам президента страны, в Белоруссии определен ряд условий для потенциальных инвесторов. «Главное, чтобы это (покупка – прим.) было в интересах государства и народа, иначе мы на приватизацию не пойдем», – заверил президент.
«Мы всегда ставим ряд условий – примерно 20–25. Эти условия не нами выдуманные – они есть и в Австрии, и Германии. Кто готов их соблюдать и платит нормальную цену – милости просим, приходите», – подчеркнул Александр Лукашенко.