Глеб Простаков Глеб Простаков Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

3 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

5 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

24 комментария
7 апреля 2009, 12:07 • Политика

Россию обойдут стороной

Иран и Казахстан договорились за спиной России

Россию обойдут стороной
@ Reuters

Tекст: Роман Федосеев

На встрече президентов Казахстана и Ирана прозвучали не очень приятные для Москвы заявления. Астана предложила Тегерану разместить международный банк ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ, который должен будет способствовать остановке иранской атомной программы, на территории Казахстана. Ахмадинежад не против. Ранее этот центр должен был открыться в российском Ангарске. США, чье участие имеет большое значение, уже извещены о намерениях двух стран и обещают подумать.

В понедельник в ходе визита представительной иранской делегации в Астану прошли переговоры президента Ирана Махмуда Ахмадинежада с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Стороны обсуждали широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества – от торговли и инвестиций до международной политической ситуации, однако наиболее интересное заявление лидеры двух стран сделали по итогам переговоров.

Президент Обама еще не принял окончательного решения, но обдумывает идею размещения хранилища в Казахстане

Так, Назарбаев предложил начать переговоры о возможности размещения в республике международного банка ядерного топлива под эгидой Международной организации по атомной энергии (МАГАТЭ).

«Если будет создан банк ядерного топлива для ядерной энергетики, Казахстан мог бы рассмотреть возможность размещения его у нас как в стране, подписавшей договор о нераспространении ядерного оружия и добровольно отказавшейся от ядерного оружия», – отметил президент Казахстана на пресс-конференции по итогам переговоров со своим иранским коллегой.

В свою очередь президент Ирана поддержал идею создания международного банка ядерного топлива на территории Казахстана. «Любая страна, на территории которой существуют запасы урана и которая имеет технологии по его обогащению, может превратиться в банк ядерного топлива», – передает слова Ахмадинежада «Интерфакс».

Напомним, идея создания подобного банка появилась в недрах МАГАТЭ еще несколько лет назад, причем ее активно поддержала американская администрация Джорджа Буша. А уже в сентябре глава Росатома Сергей Кириенко сообщил, что гарантированный запас ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ может появиться в российском Ангарске.

По мысли разработчиков банка, уран должен был обогащаться на территории международного центра, а уже потом МАГАТЭ могла бы предоставить это ядерное топливо тем странам, которые в нем нуждаются и которые планируют развивать мирную атомную энергетику.

Отметим, что в Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений, подписанной в апреле 2008 года в Сочи тогдашними президентами России и США Владимиром Путиным и Джорджем Бушем, особенно отмечалось стремление сторон сотрудничать в этом направлении. В частности, Вашингтон взял на себя обязательство разбавить 17,4 тонны избыточного высокообогащенного урана из своих военных программ и предоставить 50 млн долларов на создание международного топливного банка МАГАТЭ.

Кроме того, в то время возможность создания этого банка рассматривалась как один ключевых моментов, который способен остановиться ядерную программу Ирана, в чьем мирном характере сомневаются страны Запада. Ведь Тегеран, склонный к быстрой смене риторики, на протяжении всего лета 2008 года намекал на то, что может отказаться от самоличного обогащения урана, если ему будет дана гарантия по обеспечению необходимым атомным топливом.

Наконец, в конце сентября 2008 года в рамках 52-й конференции МАГАТЭ состоялась встреча Сергея Кириенко с главой этой организации Мухаммедом Эль Барадеем, на которой идея создания Международного центра по обогащению урана (МЦОУ) в Ангарске была полностью поддержана. Тогда об учреждении банка топлива говорили как о вопросе решенном. Руководитель Росатома обещал, что центр получит все необходимые документы уже в конце 2008 года, а заработает в 2009 году.

Однако после этого идея создания центра в Ангарске откровенно застопорилась. Иран перестал заявлять о готовности остановить программу обогащения урана и вновь и вновь подтверждал верность цели довести свою ядерную программу до конца. А о ходе организации международного топливного банка в России, несмотря на прежние бравурные заявления, было уже ничего не слышно.

Теперь же, как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленного представителя Белого дома, Казахстан несколько недель назад обратился к Белому дому с предложением разместить у себя тот самый международный банк ядерного топлива. В то же время источник в ЕС сообщил изданию, что «Казахстан – это очень интересное предложение». «Казахстан является одной из немногих стран, обладавших ядерным оружием и отказавшихся от него», – пояснил источник, рассказав, что Брюссель выделил МАГАТЭ 25 млн евро на эту структуру.

«Президент Обама еще не принял окончательного решения, но обдумывает идею размещения хранилища в Казахстане», – отметил, в свою очередь, представитель администрации США.

Отметим, что активизация Тегерана по взаимодействию с мировым сообществом по вопросу возможного ограничения своей ядерной программы понятна: президент США Барак Обама выбрал новый курс по взаимодействию с Исламской Республикой, направленный на снижение фактора конфронтации и связанный, прежде всего, с прямыми переговорами. В этой ситуации Ирану важно сделать несколько позитивных заявлений.

А вот почему Казахстан, считающийся одним из ключевых союзников России на постсоветском пространстве, сделал такой шаг в пику российским инициативам, не вполне очевидно. При этом интересно, что Ангарский электролизный химический комбинат, на базе которого собирались сделать банк ядерного топлива, ведет активную совместную деятельность с казахскими атомными предприятиями.