Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевЕвропа клянет «чешских зомби»
Отставка премьера Чехии вызвала шок в Евросоюзе
«Чехия ввергла ЕС в кризис» – такими заголовками пестрит в среду европейская пресса. После вотума недоверия, высказанного премьеру Миреку Тополанеку, настроения в Европарламенте мрачнее некуда. Политики не исключают, что это может означать бесславный конец Лиссабонского соглашения, которое должна ратифицировать Чехия. Под угрозой и серия чрезвычайно важных консультаций: в апреле первая встреча «большой двадцатки», а в мае – хабаровский саммит Россия – ЕС.
Хуже не бывает – так можно охарактеризовать настроения, царящие сейчас в Европарламенте. Об этом дружно говорят все европолитики – от консерваторов до левых. И все они едины в осуждении чешских коллег, отказавших в доверии правительству Мирека Тополанека именно в момент президентства Чехии в ЕС.
Руководитель оппозиции Парубек уже не счастлив, что ему удалось свалить Тополанека. В Брюсселе это мало кого способно утешить. Ущерб нанесен
«Серый костюм, серое лицо» – таким в среду утром предстал в Европарламенте сам Тополанек, спешно прибывший в Страсбург. Он заверил, что крах его правительства не скажется на председательстве Чехии в Евросоюзе, но его слова, похоже, никто не принял всерьез. Случаев, подобных этому, в истории ЕС еще не бывало, а значит, нет и готового сценария выхода из этой ситуации, которую сам Тополанек охарактеризовал как «властный вакуум».
Теоретически оставшиеся три месяца председательства Праги в ЕС Тополанек может лишь исполнять обязанности премьер-министра. «Но авторитет такого правительства невелик, – заявил Эрвин Брок, представляющий в Страсбурге немецких христианских демократов. – Я по-настоящему шокирован. В ситуации экономического и финансового кризиса, когда мы, европейцы, должны быть вместе, в высшей степени безответственно отказывать в полномочиях правительству, которое президентствует в ЕС».
Будущее Лиссабонского соглашения, реформирующего ЕС, сейчас выглядит как никогда мрачно. Сейчас трудно ожидать, что сенат в Праге ратифицирует этот документ. Чешский президент Вацлав Клаус, который теперь может получить всю полноту власти, не скрывает своего критического отношения к «единой евросемье».
«Право-центристское правительство потерпело крушение по многим, в большинстве своем неаппетитным, причинам, – пишет в среду венская газета Der Standard. – Политические разногласия между партнерами по коалиции сыграли здесь незначительную роль, куда сильней сказалось внутреннее разделение по «европейскому вопросу». В игру вступил Клаус. Вернее, он участвовал в ней с самого начала».
- Уходит главный по ЕС
- Европа уломала Прагу
- Закрыто на евроремонт
- Прага взяла паузу
- Саркози обиделся за флаг
- Прага мечет молнии
Между тем Лиссабонское соглашение может вступить в силу лишь после того, как будет одобрено всеми 27 членами Евросоюза. Этот документ включает и некоторые пункты из Европейской конституции, отклоненной ранее, а также заметно расширяет предыдущие соглашения, принятые в Маастрихте, Амстердаме и Ницце.
Европейские СМИ, комментируя крах Тополанека, напоминают, что кресло под ним шаталось довольно давно. Агентство France Press, вспоминая ключевые пункты биографии консервативного чешского политика, отмечает его вражду с нынешним президентом Чехии Вацлавом Клаусом. О том, что Клаус думает о Тополанеке, разведали папарацци, засняв президента в момент отправки СМС. Под прицел объектива попала фраза: «…falesny a prazdny Topol...» («неискренний и бессодержательный»).
Между тем с уверенностью, что Чехия сумеет выполнить свои обязательства на уровне ЕС, сделала заявление в среду канцлер Германии Ангела Меркель. По ее словам, предыдущие три месяца президентства Чехии в ЕС прошли «продуктивно и без затруднений». Не считает крах Тополанека катастрофой и Вацлав Клаус. Как он заявил в среду в Праге, спустя 20 лет после падения коммунизма в его стране появилась достаточно развитая парламентская демократия.
Как бы там ни было, Мирек Тополанек оказался первым в истории ЕС государственным лидером, получившим парламентский вотум недоверия во время своего председательства в Евросоюзе, однако правительства стран-президентов менялись уже дважды. Так, в январе 1993 года, вскоре после получения Данией председательских полномочий, Пола Шлутера на посту премьера заменил Пол Нюруп Расмуссен. Три года спустя Романо Проди занял пост руководителя итальянского кабинета министров вместо ушедшего в отставку Ламберто Дини.
Как далее будут развиваться события в Праге, пока предсказать трудно. В среду Тополанек заявил, что и впредь будет претендовать на премьерские властные полномочия. А в рамках интервью газете Hospodarske Noviny также заметил, что у социал-демократов, его политических противников, есть шанс на победу лишь в случае альянса с коммунистами.
Важно, что политическая чехарда, царящая сейчас в Чехии, пришлась на канун серии чрезвычайно важных консультаций. На следующей неделе в Лондоне пройдет встреча «большой двадцатки». И неясно, кто возглавит делегацию на переговорах ЕС с Россией. Согласно ряду источников, в мае на саммит в Хабаровске европейскую делегацию повезет президент Чехии Вацлав Клаус.
«Закат чешского правительства – это сигнал тревоги для ЕС. Он показывает, что национальным правительствам важнее национальные козни, а не международное сотрудничество. Чешской оппозиции, похоже, была неизвестна степень ответственности, и только сейчас она может понять, какое землетрясение вызвали в Брюсселе их чисто национальные действия. Из Праги уже слышно, что руководитель оппозиции Жири Парубек не очень счастлив, что ему удалось свалить Тополанека. В Брюсселе это мало кого способно утешить. Ущерб уже нанесен», – комментирует ситуацию немецкая газета Wirtschaftswoche в статье с красноречивым заголовком «Чешские зомби у руля».