Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

4 комментария
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

6 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
30 ноября 2009, 18:02 • Политика

НАТО оседает на Балканах

Еще две страны пригласят вступить в НАТО

НАТО оседает на Балканах
@ venividi.ru

Tекст: Андрей Резчиков

НАТО готово предоставить План действий по членству Боснии и Герцеговине и Черногории, причем премьер последней уверен, что это произойдет еще до конца года. Другой вопрос, что только 31% черногорцев поддерживают вступление в альянс, ибо прекрасно помнят операцию НАТО против Югославии. Еще сложнее ситуация в БиГ, где процесс атлантоинтеграции, скорее всего, заблокируют местные сербы. Эксперты, между тем, уверены: ПДЧ республикам предоставят, но авансом, как в свое время Албании.

В понедельник дипломатический источник в Брюсселе, на который ссылается ИТАР-ТАСС, сообщил, что Североатлантический альянс готовится предоставить План действий по членству в НАТО (ПДЧ) сразу двум балканским республикам – Черногории и Боснии и Герцеговине. Предоставление этого документа будет означать фактически неизбежный процесс по присоединению к альянсу. Весь вопрос – в сроках.

Есть основания полагать, что НАТО объединит все государства в юго-восточной Европе

Отметим, что после принятия парламентом Черногории декларации независимости в июне 2006 года правительство быстро определило три главных приоритета внешней политики: интеграция в ЕС и НАТО, улучшение отношений с соседними странами для регионального сотрудничества, а также «развитие двусторонних и многосторонних связей». По мнению наблюдателей, спустя три с половиной года по всем направлениям достигнут прогресс.

Главным приоритетом Подгорица сделала именно евроатлантическую интеграцию, иными словами, достижение членства в ЕС и НАТО. 15 октября 2007 года было подписано соглашение о стабилизации и ассоциации с Евросоюзом, и к ноябрю 2009 года лишь три страны – члена ЕС не ратифицировали данный документ (Бельгия, Греция и Великобритания). И это притом, что в среднем на ратификацию подобных соглашений уходит около трех лет, то есть Черногория слегка опережает общий темп.

Большинство населения республики – 76% – поддерживает присоединение к Евросоюзу, и показатель никогда не опускался ниже 70%. В пользу этого высказываются и все 11 парламентских партий. А либерализация визового режима с шенгенской зоной, что произойдет 19 декабря, лишь усилит позитивное отношение нации к процессу.

А вот интеграция в НАТО вызвала намного больше споров. Многие до сих пор прекрасно помнят, как силы альянса бомбили в 1999 году Югославию, частью которой была Черногория. Другой фактор, прибавляющий скептицизма, – подозрение, что Брюссель будет давить на Черногорию и требовать участия в военных конфликтах по всему миру. Результаты октябрьских опросов общественного мнения показали, что 44% населения против вступления в НАТО, иной точки зрения придерживаются лишь 31% черногорцев. Правительство пытается изменить эти настроения и в течение последних двух лет проводит интенсивную коммуникационную кампанию, результаты которой себя пока не оправдывают.

Старший эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев отметил, что власти республики, заручившись поддержкой населения, вправе определять внешний курс страны, в том числе в вопросах интеграции в НАТО. Аналогичная ситуация сложилась и на Украине, где президент Виктор Ющенко предпринимает максимальные усилия по сближению с альянсом, притом что большинство населения выступает против членства в НАТО.

«Возможность апелляции НАТО к присоединению Черногории к ПДЧ вместе с БиГ логичны. Есть основания полагать, что НАТО объединит все государства в юго-восточной Европе. Этот процесс начался еще в 1990-х годах», – сказал Минаев газете ВЗГЛЯД, добавив, что Балканы стали идеальной территорией для расширения военного блока, потому что движение в восточном направлении «представляется несвободным».

Именно столь низкая поддержка идей по вступлению НАТО в Черногории ранее считалась одной из возможных причин неполучения республикой ПДЧ. И данный вопрос еще будет обсуждаться на декабрьском саммите альянса на уровне министров. Правда, в НАТО очень позитивно относятся к членству Черногории в программе «Партнерство ради мира» (с декабря 2006-го) и адриатической хартии (с декабря 2008 года). Решение же послать военный отряд и медицинскую команду в Афганистан в марте 2010 года в альянсе вообще приняли на ура.

Албания не отвечает и минимальным критериям для вхождения в блок. Но она там уже находится

Чиновники из НАТО постоянно хвалят Подгорицу за усилия по реформированию вооруженных сил для создания маленькой профессиональной армии (изменения проводятся с лета 2006 года), хотя, повторимся, постоянно указывают на невысокий уровень поддержки атлантоинтеграции среди населения.

Другим препятствиям для вступления Черногории в НАТО остается позиция отдельных стран блока, в первую очередь, Германии, Бельгии и Нидерландов. Они настаивают на одновременном предоставлении ПДЧ Черногории и Боснии и Герцеговине. При этом там отмечали, что БиГ должна отвечать соответствующим критериям, а Черногории следует провести больше внутренних реформ в отношении борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Вашингтон со своей стороны лоббирует вступление именно Подгорицы, и в меньшей степени – БиГ, шансов у которой на членство в альянсе заметно меньше.

Дело в том, что политическая система Боснии и Герцеговины весьма сложна и неустойчива. Определенная Дейтонскими соглашениями 1995 года, остановившими кровопролитную гражданскую войну (тогда РС хотела воссоединения с Сербией или с несуществующей уже Сербской Краиной в составе Хорватии), она предполагает, что функции главы государства исполняет президиум, состоящий из трех человек – по одному от мусульман (бошняков), хорватов и сербов, каждый из которых имеет право вето на принимаемые решения. А большинство сербов, пострадавших от НАТО куда больше, чем черногорцы, категорически против членства в альянсе.

Что касается Черногории и выполнения ею внутренних реформ, Максим Минаев напоминает о вступлении в альянс Албании. «Это государство не отвечает и минимальным критериям для вхождения в блок. Однако Тирана там уже находится. Так что заявления европейских игроков интересны, но если уж в альянс вступила Албания, не вижу каких-то причин, чтобы за ней не последовала Черногория», – отметил политолог, подчеркнув, что за последние годы единственной страной, сумевшей выполнить требования по вступлению в НАТО, стала Польша.

«Все остальные государства вошли туда авансом. Такой же аванс включения будет реализован в отношении Боснии и Герцеговины и Черногории», – уверен политолог.

Отметим, что премьер-министр Черногории Мило Джуканович заявил в конце прошлой недели после встречи с генсеком альянса Андерсом Фогом Расмуссеном, что испытывает оптимизм по поводу перспектив сближения с НАТО до конца года. По словам Джукановича, Подгорица получит ПДЧ в следующем месяце. Позже правительство страны выпустило заявление Расмуссена со словами о том, что НАТО должно придерживаться политики открытых дверей для новых кандидатов.

Сейчас в НАТО входит 28 стран. Партнерами альянса считаются 22 страны, среди которых Россия, Сербия, Казахстан, Украина, Таджикистан, Узбекистан, Финляндия и другие.

НАТО: Путь альянса с 1949 года по наше время (нажмите, чтобы увеличить)

..............