Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевМИД всея Европы
Назван фаворит гонки за пост главы МИД Евросоюза
В рамках своей двухдневной встречи в Люксембурге главы МИД Евросоюза планируют проанализировать доклад об августовском конфликте на Кавказе, снять санкции с Узбекистана и обсудить введение поста «министра иностранных дел Евросоюза». Наиболее перспективным кандидатом на эту должность СМИ считают главу МИД Великобритании Дэвида Милибэнда, ранее предложившего России «поменять конституцию». Впрочем, в списке есть фамилии и более дружелюбных по отношению к Москве кандидатов.
В понедельник в Люксембурге открылась двухдневная встреча глав МИД стран Евросоюза. Первым пунктом в программе были заседания Советов сотрудничества ЕС − Армения, ЕС − Азербайджан и ЕС − Грузия.
Нам нужно двигаться дальше. Западные Балканы, Турция, Украина – все они хотят со временем вступить в ЕС
Что касается последнего формата, то речь шла не только о состоянии и перспективах двусторонних отношений, но и о работе миссии наблюдателей ЕС в Грузии. Кроме того, обсуждалась ситуация в Южной Осетии в свете выводов, содержащихся в недавно обнародованном докладе международной комиссии по расследованию обстоятельств прошлогоднего конфликта.
«Мы приняли к сведению содержащиеся в докладе выводы», − сказал глава МИД председательствующей в ЕС Швеции Карл Бильдт журналистам в Люксембурге по завершении десятого заседания Совета сотрудничества Грузия − ЕС.
По его словам, доклад комиссии Тальявини необходимо «читать полностью, чтобы сделать надлежащие выводы». «Имеют место очевидные попытки селективного прочтения, что объяснимо в свете конфликта», − отметил министр, сообщив, что одним из уроков, который ЕС вынес после прочтения документа, является то, что «Европейскому союзу следует быть более вовлеченным в регионе».
«Это включает всесторонние отношения со странами региона, а также вопросы урегулирования конфликтов», − добавил Бильдт.
Напомним, главный вывод документа: неоправданное военное нападение Грузии на Южную Осетию стало причиной войны на Кавказе в августе 2008 года. Авторы доклада пришли к мнению, что вначале военный ответ России на грузинскую агрессию был «законным», поскольку действия РФ носили оборонительный характер, однако последующая реакция российских вооруженных сил вышла за «разумные границы».
- Строптивым предложат пост
- «Кризис многое изменил»
- Право на оружие
- Правда с трех ракурсов
- «Спасибо, Ирландия!»
- Евросоюз угодил Востоку
Помимо обсуждения отношений ЕС с республиками Закавказья, главам дипломатических ведомств стран ЕС предстояло утвердить решение о снятии эмбарго на поставки оружия в Узбекистан. Ранее об этом намерении сообщалось со ссылкой на источники в Евросоюзе. Таким образом, были отменены последние санкции против этой страны, введенные после кровавого подавления волнений в Андижане в мае 2005 года. Ровно год назад ЕС отменил запрет на въезд высших узбекских чиновников на территорию сообщества.
Ранее с призывами не отменять санкции в отношении Узбекистана к ЕС обратились ряд международных организаций, в том числе Аmnesty International и Human Rights Watch. «Отмена санкций будет означать то, что какие-то стратегические политические интересы ЕС возобладали. Потому что ни о каком прогрессе, ни о каком улучшении ситуации в Узбекистане не может быть и речи. Это означает лишь то, что Европейский союз хочет несмотря ни на что устанавливать, выстраивать хорошие отношения с Узбекистаном и боится любого рода конфронтации, что Евросоюз готов закрыть уши так же, как это делает правительство Узбекистана к голосам правозащитников», − цитирует Deutsche Welle* сотрудницу HRW из Узбекистана Умиду Ниязову.
Еще одной важной темой саммита стал вопрос создания Европейской службы внешних действий или, как ее называют в СМИ, «министерства иностранных дел ЕС». Создание дипслужбы ЕС и поста «министра иностранных дел ЕС», который ее возглавит, предусмотрено Лиссабонским договором − новым базовым документом, в котором прописаны принципы функционирования институтов власти расширенного ЕС.
Как рассказал источник в дипломатических кругах в Брюсселе РИА «Новости», ожидалось, что на встрече в Люксембурге речь должна была пойти о кадровом наполнении будущего МИД ЕС, куда предлагается привлечь специалистов департамента Еврокомиссии по внешним связям, Совета ЕС и министерств иностранных дел стран ЕС, общим штатом порядка одной тысячи человек. При этом треть кадрового состава отводится дипломатическим работникам государств ЕС.
Штаб-квартиру европейской дипслужбы, которая будет иметь международную сеть представительств, предложено разместить в Брюсселе. Предполагается, что у МИД ЕС, который может начать функционировать с апреля 2010 года, будет отдельное финансирование из бюджета ЕС.
«Этот пост де-факто на первый взгляд может показаться не столь значимым, как должность «президента ЕС», однако, возможно, именно он будет иметь больший вес, особенно если лидеры стран ЕС договорятся о том, что президентом станет маловлиятельная фигура», − замечает по этому поводу The Independent.
Также издание настаивает, что «бесспорным фаворитом гонки» за право сесть в это кресло является нынешний глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд, прославившийся советом Москве «поменять конституцию» и призывом создать «широкий альянс по противодействию России» ввиду событий в Грузии и РЮО. Впрочем, он пока отрицает свою заинтересованность в получении этой должности.
Стоит также отметить, глава Форин-офиса буквально накануне озвучил тезис, который готовы разделить далеко не все европейские столицы – о дальнейшем расширении Евросоюза за счет Балкан, Турции и Украины.
«Нам нужно двигаться дальше. Западные Балканы, Турция, Украина – все они хотят со временем вступить в ЕС. Мы должны пойти им навстречу. На юге, в Магрибе, нас просят не столько о членстве в ЕС, сколько о более тесном сотрудничестве. И нам следует согласиться на это», − пишет он в своей статье, опубликованной в The Times.
Как известно, два сильнейших игрока в ЕС – Франция и Германия − на данный момент выступают против включения в Евросоюз Турции, а вопрос о членстве там Украины в принципе не рассматривается ими серьезно. Не в пользу Милибэнда говорит и его атлантический имидж, ориентация на США и общий евроскепсис Лондона. Ввиду этого заметно возрастают шансы еврокомиссара по расширению Олли Рена, министра иностранных дел Швеции Карла Бильдта и его коллеги из Австрии Урсулы Плассник. Из них наиболее «приемлемым» для России, по мнению экспертов, считается финн Олли Рен.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента