Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
4 комментарияИз России с грустью
Британия назначила нового посла в России
Посол Великобритании Энтони Брентон с грустью покидает Россию. В этом он признался губернатору Петербурга на прощальном приеме. С октября место Брентона займет Энн Прингл, которая уже работала в Москве во времена Советского Союза. Сейчас обстановка на российско-британском фронте отношений не многим спокойнее. К старым обидам – дело Литвиненко, закрытие Британских советов, скандал в ТНК-BP – добавилось желание Лондона создать «антироссийскую коалицию».
В понедельник посол Великобритании в России Энтони Брентон представил своего сменщика. С октября английскую дипмиссию возглавит шотландка Энн Прингл.
Милибэнд призвал мировое сообщество создать антироссийскую коалицию и наказать Москву за «агрессию» в отношении Грузии
Сам Брентон, по его словам, «с грустью покидает Россию». В этом он признался в рамках «прощального визита» к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко.
Судя по всему, пока Брентон не намерен работать послом еще где-либо. После сложения полномочий подданный Её Величества, по его словам, собирается немного попутешествовать, а затем написать книгу о русском князе Александре Даниловиче Меньшикове.
«Это очень грустный момент, я уезжаю из России, и я, конечно же, не мог не приехать в мой любимый Петербург», - разоткровенничался господин Брентон.
В России к замене британского посла относятся положительно. Смоленская площадь неоднократно обвиняла Брентона в том, что его позиция не способствует улучшению российско-британских отношений.
С кандидатурой нового посла в России Форин-офис определился еще в конце марта. Примерно в то же время Смоленская площадь раскритиковал высказывания Брентона о том, что Лондон не намерен предпринимать никаких шагов для улучшения отношений с Россией. В российском внешнеполитическом ведомстве подчеркивали, что «устали комментировать и разъяснять постоянно передергиваемые Брентоном факты».
В Англии замену посла назвали плановой. Но наблюдатели отмечали, что она не может рассматриваться вне контекста готовности Лондона нормализовать отношения с Москвой. Тем более, весной из Соединенного Королевства поступали сигналы о готовности британской стороны к нормализации отношений с Россией. Один из примеров – статья в газете Financial Times (данное издание считают чуть ли не рупором Даунинг-стрит) с утверждением о том, что стороны якобы близки к достижению договоренностей по проблеме Британского совета.
В той же статье признавалась бесперспективность попыток добиться от Москвы выдачи депутата Госдумы Андрея Лугового, которого британские спецслужбы подозревают в убийстве беглого офицера ФСБ Александра Литвиненко.
- Новое лицо Великобритании
- Отделение Британского совета закрыто
- Британия не слушается Москву
- Британия провоцирует Москву
Впрочем, отношения Москвы и Лондона начали портиться задолго до громкой истории с отравлением Литвиненко. Еще в 2001 году тогдашний британский премьер Тони Блэр заявил о поддержке американской программы противоракетной обороны. Через месяц за обвинения в шпионаже в пользу России были арестованы сотрудники оборонной компании BAE Systems Avionics. Кроме того, туманный Альбион никак не реагировал на запросы Москвы по выдаче беглого Бориса Березовского и Ахмеда Закаева (первого подозревают в финансовом мошенничестве, второго - в терроризме).
Наконец, в 2006 году телеканал «Россия» показал фильм журналиста Аркадия Мамонтова «Шпионы». В нем сотрудники британской дипмиссии обвинялись не только в шпионаже (в частности, они передавали информацию через замаскированный под булыжник электронный передатчик), но и незаконном финансировании НКО.
Большое раздражение российских властей вызвало и посещение Брентоном форума оппозиционной «Другой России». За это дипломата в течение продолжительного времени преследовали активисты движения «Наши» с требованием принести извинения.
Апогея ссора достигла в мае прошлого года – в рамках заочной дискуссии вокруг требований Лондона выдать Андрей Лугового. Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд предложил Москве изменить конституцию, которая запрещает выдачу российских граждан другим государствам. На это Владимир Путин, занимавший тогда президентский пост, посоветовал Британии «поменять мозги».
Дальше – больше. Год назад Смоленская площадь потребовала закрыть филиалы Британского совета в российских регионах. С зимы они не функционируют.
С весны начались проблемы у ТНК-BP. В марте в офисе компании и представительстве BP прошла выемка документов в рамках дела двух сотрудников компании, обвиненных в промышленном шпионаже. Через несколько дней более 100 сотрудников ТНК-BP вернулись в Лондон из-за проблем с визами. Тогда же начал зреть конфликт вокруг главы компании Роберта Дадли. Российские акционеры потребовали его увольнения. Конфликт разрешился в начале сентября, когда британские и российские акционеры подписали меморандум о взаимопонимании и договорились об отставке Дадли.
Очередной виток напряженности возник в связи с войной в зоне грузино-осетинского конфликта. Дэвид Милибэнд призвал мировое сообщество создать антироссийскую коалицию и наказать Москву за «агрессию» в отношении Грузии.
В частности, глава Форин-офиса обвинил Кремль в нарушении международного права, посягательстве на территориальную целостность Грузии и обострении ситуации в регионе.
Ну а в конце прошлой недели британская пресса опубликовала ряд материалов о содержании телефонного разговора, состоявшегося между главой российского МИДа Сергеем Лавровым с Дэвидом Милибэндом. Сообщалось, что Лавров использовал ненормативную лексику. Как пояснил позднее сам министр, он лишь процитировал одного из европейских лидеров, который дал весьма оригинальную характеристику президенту Грузии Михаилу Саакашвили.
Словом, восстановить российско-британские отношения в короткие сроки у нового посла получится вряд ли. Как бы там ни было, у Энн Прингл есть трехлетний опыт работы в Москве (во времена Советского Союза – с 1980 по 1983 год). Последние 3 года она занимала пост директора по стратегии и информации в Форин-офисе, и успела побывать главой британской дипмиссии в Чехии.