Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

9 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
6 августа 2008, 21:21 • Политика

Косово хамит ООН

Косово хамит ООН
@ Reuters

Tекст: Роман Федосеев

Усилия генсека ООН Пан Ги Муна по урегулированию ситуации в Косово приблизились к абсолютному провалу. Сначала Россия и Сербия отвергли его план реформирования миротворческой миссии в крае, а теперь власти самого Косово сказали категорическое «нет», но уже в отношении гуманитарных инициатив и защиты сербского меньшинства. Причем главу миссии ООН в крае Приштина вообще грозит объявить персоной нон грата за нелояльное поведение.

Власти самопровозглашенного Косова наотрез отказались вести переговоры с Белградом по техническим и гуманитарным вопросам, предложенным к обсуждению генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном.

Занниер напомнил зарвавшейся Приштине, что его решения носят для местных властей обязательный характер

«Приштина никогда и ни при каких обстоятельствах не будет обсуждать с Белградом шесть пунктов, приведенных в послании генсека ООН. По этим вопросам переговоры невозможны», – заявил в среду глава правительства края Хашим Тачи в интервью газете «Коha Ditore» (в свое время это издание было главным пропагандистским рупором Армии освобождения Косова).

Напомним, что 12 июня Пан Ги Мун в раздельных посланиях на имя президентов Сербии и Косово изложил 6 пунктов, по которым Белграду и Приштине желательно прийти к общему знаменателю. Этого требуют вопросы нормализации обстановки в крае и защиты прав неалбанского меньшинства. Речь, в частности, шла о реформах полиции, системы правосудия, таможенной службы, о проблемах транспорта и телекоммуникаций, а также о защите культурных и церковных объектов. Многие православные храмы на территории Косово в свое время были сожжены или серьезно повреждены вследствие бомбардировок, но заниматься их ремонтом Приштина, судя по всему, не собирается.

К слову, наибольший гнев со стороны косовских властей навлек на себя глава миссии ООН в Косово (МООНК), спецпредставитель Пан Ги Муна Ламберто Занниер, который занимался тем, чем ему и положено по должности – добивался претворения в жизнь планов своего начальника.

В частности, 30 июля Занниер провел переговоры с главой Министерства по делам Косово и Метохии в правительстве Сербии Гораном Богдановичем по обозначенным вопросам. Комментируя накануне итоги переговоров с официальным Белградом косовской прессе, глава миссии ООН сообщил, что начались «тяжелые и деликатные обсуждения» возможности создания сербских полицейских структур с собственной командной вертикалью в рамках Косовской полицейской службы.

Что касается реформы таможенной службы, Занниер подчеркнул, что в сложившихся реалиях она «просто необходима». Так, в Косово может быть применена модель, действующая в Гонконге: одна территория – две таможенные зоны. По аналогичному принципу следует реорганизовать и судебную систему, считает Занниер.

Данные заявления вызвали бурю негодования у албанских политиков. Вице-премьер Косова Хайредин Кучи даже предупредил Занниера, что тот может быть объявлен в крае персоной нон грата.

«Глава МООНК должен стать субъектом косовского порядка, действующим в соответствии с «планом Ахтисаари». Любой более серьезный компромисс блокировал бы работу демократических институтов Косово», – отрезал Кучи (в свое время «план Ахтиаари» был заложен в основу новой косовской Конституции.

Занниер, в свою очередь, напомнил зарвавшейся Приштине, что пока резолюция 1244 СБ ООН в силе, глава МООНК остается высшим должностным лицом в Косове и его решения для местных властей носят обязательный характер. В довершение он демонстративно пообещал продолжить переговоры с Белградом в сентябре и ушел в трехнедельный отпуск.

Но уже в среду Тачи продолжил нападки на Занниера. «Косовские власти руководствуются Конституцией, а не заявлениями кого бы то ни было. Главный «шеф» в Косово – это народ и избранные им представители», – цитирует косовского премьера ИТАР-ТАСС.

Между тем, Россия и Сербия, в свою очередь, категорически не согласны с другой частью предложений Пан Ги Муна, которые он представил 12 июня. Тогда генсек ООН выступил за реконфигурацию миссии ООН в Косово, в частности, за интеграцию в ее состав так называемой миссии в области верховенства закона Европейского союза (МОВЗ).

МИД России уверено, что предложения генсека ООН выходят за рамки его полномочий. «Любые самостийные действия, идущие в этом направлении, стали бы прямым нарушением резолюция 1244, нанесли бы ущерб авторитету Совета Безопасности и организации в целом», – отмечалось в сообщении российского внешнеполитического ведомства.

3 августа президент Сербии Борис Тадич дословно повторил тезис России о превышении генсеком своих полномочий и в очередной раз заявил, что Белград никогда не признает независимость Косова. Что до смены формата миротворческой миссии в крае, о нем можно говорить только после соответствующего решения Совбеза ООН.

Получается, что все стороны зашли в многоуровневый тупик: Белград двумя руками выступает за контакт с ООН по гуманитарным вопросам, но вместе с Россией противится смене формата миссии. Косово, поддерживаемое США, согласно на смену формата, но обсуждать гуманитарные вопросы не собирается.

Впрочем, косовары готовы на прямой диалог с Сербией при условии, что вопрос о независимости края является решенным. Белград, разумеется, не собирался и не собирается вести переговоры с «сепаратистским» правительством.

..............