Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
11 комментариевЦена свободы
США не снимут санкции с Белоруссии
Освобожденный указом президента в рамках улучшения отношений с Западом «политзаключенный номер один» Александр Козулин заявил, что помилование с моральной точки зрения принять не может и планирует теперь получить от белорусских властей 2 млн. евро в качестве моральной компенсации. Что до самих властей, желанной отдачи от освобождения Козулина они, скорее всего, не получат: снимать с Минска санкции ни ЕС, ни США пока не собираются.
Накануне стало известно, что бывший кандидат в президенты Белоруссии Александр Козулин, отсидев лишь половину срока, помилован личным указом Александра Лукашенко. Причем, сам указ был подписан еще в пятницу. По словам дочери Козулина – Ольги, белорусского политзаключенного номер один (так оппозиционера именуют западные СМИ) освободили для участия в похоронах тестя.
Подробности президентского указа в понедельник сообщил агентству «Интерфакс-Запад» временно исполняющий обязанности начальника управления информации и общественных связей МВД Белоруссии Олег Слепченко. «Козулин помилован 16 августа на основании президентского указа», - заявил Слепченко, уточнив, что «помилование не снимает с него судимость».
Однако сам оппозиционер этим не удовлетворился и в распространенном в понедельник сообщении пресс-службы заявил, что требует своей полной реабилитации. «Я принимаю освобождение, как знак справедливости, но не могу принять помилование по морально-нравственным соображениям - я не совершал уголовно наказуемых деяний», - говорится в заявлении Козулина.
По словам политика, только его «полная реабилитация, а также незамедлительное освобождение Андрея Кима и Сергея Парсюкевича (осуждены за участие в несанкционированной акции предпринимателей в январе 2008 года. – Ред.) может рассматриваться, как действительно реальный шаг со стороны белорусского государства на пути к демократизации общества».
Как стало известно позднее, Козулин уже подал жалобу в представительство ООН в Минске. Причем одной только просьбой рассмотреть на ближайшем заседании комиссии ООН по правам человека вопрос о реабилитации оппозиционер не ограничился. Бывший адвокат политика Игорь Рынкевич в интервью «ИА Интерфакс-Запад» проговорился, что Козулин надеется отсудить у властей довольно крупную компенсацию.
«Штаб Александра Козулина будет требовать от белорусского государства возмещения политику морального ущерба в сумме 2 млн евро», - заявил Рынкевич.
Стоит отметить, что освобождения оппозиционного политика не первый год добивались правозащитники, а также ЕС и США. При этом освобождение экс-кандидата в президенты преподносилось как главное условие «потепления отношений». Реакция последовала соответствующая:
«Освобождение Козулина является первым шагом на пути улучшения отношений с Минском», - заявила посол Франции Мирей Мюссо. Аналогичным образом отреагировал и временный поверенный в делах США в Белоруссии Джонатан Мур.
Не исключено, что освобождение Козулина стало одним из этапов кампании по улучшению репутации Белоруссии в мире, которой занимается компания Chime Communication. Её глава – лорд Тимоти Белл – ранее заявил в интервью британскому изданию Financial Times следующее: «Белорусское правительство освободило несколько политических заключенных, еще несколько может также выйти на свободу».
Кроме того, сам Лукашенко, выслушав на днях доклад министра иностранных дел страны Сергея Мартынова, лично призвал улучшить отношения с США и Евросоюзом и дал некие «конкретные поручения».
Теоретически, «улучшение отношений» может включать в себя снятие санкций, наложенных на белорусский концерн «Белнефтехим». Однако большинство наблюдателей столь радужные для официального Минска перспективы оценивают весьма скептически.
Тем более, с того времени в Белоруссии успели появиться новые политзаключенные. Да и Мур высказал сомнение, что непосредственно за освобождением Козулина последует отмена санкций против концерна или белорусских чиновников.
«Нужно время, чтобы убедиться, что власти действительно готовы к значительным переменам», - заключил американский дипломат.