Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияБорис Титов: «Бизнесу нужно доверять»
«Пора предпринимать!» – под таким девизом 2–3 июля пройдет IV Ежегодный форум национального бизнеса. Лозунг этот не должен остаться на словах, уверен глава общероссийской организации «Деловая Россия» Борис Титов. О том, в чём изюминка нынешнего форума, каких решений ждут организаторы и чем может обернуться невыполнение взятых на себя обязательств, Титов рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.
Разного рода бизнес-форумов в России проводится немало. Однако председатель «Деловой России» Борис Титов уверен, что форум «Пора предпринимать!» – явление уникальное.
Приоритетом должно стать развитие конкуренции. И государство должно направить все свои силы на решение этой главной проблемы
– Борис Юрьевич, в чем изюминка этого форума?
– Отличие нашего конгресса от всех остальных мероприятий в том, что это сбор бизнеса для бизнеса, который мы организуем сами с помощью партии «Единая Россия». И это собрание бизнесменов работает на сам бизнес.
На питерском или кубанском форумах власть агитирует бизнес за свою экономическую политику, говорит исключительно положительные вещи об экономике. А наш конгресс – дискуссионная площадка, на которой мы спорим о том, как можно развивать экономику страны с точки зрения бизнеса. Не сырьевого, а бизнеса переработки, потому как «Деловая Россия» представляет именно его.
Дело в том, что у тех, кто вынужден каждый день вкалывать, развивая свой бизнес в сфере машиностроения или легкой промышленности, голова работает по-другому. Не как у крупных сырьевых компаний. У нас в топливно-энергетической промышленности 28% рентабельности. А в легкой промышленности – 3–4% в среднем по стране. Поэтому у перерабатывающего бизнеса голова болит по-другому и о другом.
Поэтому мы четвертый год устраиваем наши встречи. Они проходят неформально – мы много обсуждаем, проводим рабочие группы, мастер-классы, пленарки, на которых мы обсуждаем макроэкономику – главное направление экономической политики государства.
Кроме того, в этом году мы проведем завершающую пленарку, на которой подпишем соглашение – совместную программу действий, базирующуюся на 16 отраслевых соглашениях и 25 региональных, подписанных в этом месяце. Мы заявляем, что открытый бизнес России должен рассчитывать на доверие со стороны власти и к нему нужно относиться с доверием.
И партия «Единая Россия» становится таким институтом доверия, доверенным лицом бизнеса перед властью. Партия, таким образом, говорит: «Мы верим этому бизнесу, мы будем ему помогать, потому как бизнес – это тот локомотив, который должен двигать экономику вперед».
Именно открытый бизнес. Чем ты открытей, тем ты больше подвержен атакам со стороны чиновников. И открываться совершенно неинтересно, опасно. А открываться нужно – и бизнесу самому, и стране. Без этого нельзя.
– Интересен ли такой форум для самих бизнесменов?
– Люди к нам приходят, потому как видят, что у форума есть результаты. Еще в 2005 году мы заявили о том, что стране нужна стратегия экономического развития, которая должна базироваться на новой модели развития экономики. Мы об этом говорили, добивались этого, в наших докладах писали.
Конечно, решение о новой модели экономики было принято не только потому, что мы так захотели. Просто общее настроение в обществе таково, что достигнута критическая масса общественного мнения. И мы добились того, что готовится стратегия–2020 – именно на базе смены экономической модели.
Помните, еще не так давно говорили, что Россия должна пойти по пути создания себя как мощной сырьевой державы, мирового центра поставок сырья? Сейчас всё по-другому. Не говоря уже о конкретных вещах, которых мы добивались.
– Каких именно?
– Отмены пошлин на оборудование. Изменения законодательства по строительным делам – когда сняли дополнительные требования со стороны банков. Много чего было. В какой-то мере и налоговые вещи.
Хотя по налогам не удалось добиться того, чего хотели. Всё время говорим о том, что налоговая нагрузка должна быть меньше, потому как иначе мы проигрываем нашим соседям, быстро развивающимся странам (таким как Китай, Индия – лучше там производить, чем здесь).
Так происходит не только из-за налогов, но и из-за налогов тоже. У них нагрузка 35%. А у нас – 52% по оценкам Всемирного банка. У нас есть и другая нагрузка – проценты по кредитам стоят огромных денег, в отличие от Китая или от стран Западной Европы.
А уж если говорить о том, что административная нагрузка велика, то нельзя не упомянуть взятки. Если говорить прямо – порядка 10% от объема. Вот и судите сами, выгодно ли производить в России?..
Для крупных компаний это не проблема. У них есть и дешевые кредиты западных банков, и все вопросы с административными нагрузками решены. А для среднего бизнеса, который должен стать мотором инновационного развития страны, – проблема.
Мы никогда не перейдем на новую модель, если не разовьем нормальный уровень конкуренции и широкого бизнеса – и малого, и среднего, и крупного.
- Бизнесмены хотят 10%
- Бизнес обрел политических партнеров
- Национальный бизнес-проект
- Бизнес реформирует нацпроекты
- Бизнесмены придут во власть
– С чем «Деловая Россия» выходит на свой четвертый общенациональный форум?
– Мы подготовили очередной доклад, посвященный двум основным моментам. Первое – это переход от экономики директив к экономике стимулов. Если мы переходим на новую модель, то нужно изменить всю экономическую политику.
Президент Медведев на форуме в Красноярске сказал о том, что от экономики директив и ручного управления нужно перейти к политике стимулов. Нужно использовать очень много различных инструментов «тонкой настройки».
В сырьевой модели всегда можно было договориться с крупными компаниями – если их даже около сотни, то с ними можно вести диалог. Это и есть экономика директив и «ручного управления».
А теперь речь идет о тысячах, сотнях тысяч компаний – и отдельно с каждой из них не договоришься. Нужно создавать и выстраивать такую систему инструментов, которая стала бы стимулом для развития малого и среднего бизнеса. Это и есть экономика стимулов.
Второе – выстраивание приоритетов. Мы говорим о том, что на первом месте для нашей страны находится проблема централизации производства. Это может привести к кризису. Эта проблема была актуальна для США в 20–30-е годы прошлого столетия, для Кореи в 90-е годы.
США кризис поразил, корейцы смогли его избежать. Нам тоже нужно этого избежать. Мы выросли на крупных компаниях, вышли из кризиса. И сегодня для того, чтобы развиваться дальше, нам нужно запустить механизм конкуренции. Который сейчас не работает.
По большому счету, у нас нет капитализма и никогда его не было.
"Мы никогда не перейдем на новую модель, если не разовьем нормальный уровень конкуренции и широкого бизнеса – и малого, и среднего, и крупного" (фото: Эвелина Гигуль/Взгляд) |
– Капитализм – это не только частная собственность, а прежде всего конкуренция. Собственность даже при капитализме может быть разной, это при коммунизме она одна – государственная. Поэтому мы сегодня и говорим о том, что приоритетом должно стать развитие конкуренции. Развитие частной инициативы. И государство должно направить все свои силы на решение этой главной проблемы. Даже социальные проблемы вместе с ними решатся.
Мы даем конкретные предложения, разбитые по нескольким направлениям. Первое – нужно создавать комфортную конкурентоспособную экономическую среду, устанавливая приемлемый уровень налоговой нагрузки. По-прежнему настаиваем на том, чтобы НДС был снижен. Говорим о том, что нужно стимулировать средний бизнес. Говорим о том, что бизнесу нужно заниматься бизнесом.
Для новых небольших компаний в сфере обрабатывающей промышленности мы предлагаем «налоговые каникулы». Чтобы они вообще не платили налоги в течение, к примеру, 6 месяцев.
Предлагаем много разных налоговых новаций, прежде всего, связанных с конкретными направлениями стимулирования. Раньше всё это было размазано, и государство вообще отказалось от преференций и «каникул».
Власти заявляли, что все должны быть равны, что это убережет от коррупции. Что неравная конкуренция – плохо для рынка. Но это неправда. Нормальное государство всегда ведет промышленную политику и выбирает направление, стимулирует его. Поэтому мы и говорим о том, что должны быть налоговые преференции, налоговые возмещения затрат на НИОКР. 50% того, что было потрачено на НИОКР по итогам года, можно возместить из заплаченных налогов.
Во-вторых, нужно ввести «налоговые каникулы» по налогу на имущество на вновь купленное оборудование – мы предлагаем три года. Говорим о том, что нужно добиться налоговых вычетов по налогу на прибыль на 50% того, что тратится на образование в лицензированных учебных заведениях и на медобслуживание и профилактику.
Да, это было обещано еще президентом Путиным. Но, по нашему мнению, неверно, когда за всё платит государство. Между бизнесом и государством должно быть партнерство. Бизнес должен чувствовать, что он тоже вовлечен в эту схему. Тогда не будет махинаций. И если бизнес будет платить 50% сам, то это будут нормальные, взаимовыгодные отношения.
А если будет вычитаться полностью, то вы увидите, на какой объем вырастут затраты на образование. В смету пойдут все их траты и не от образования, начнутся откаты – махинации. Бизнесу это будет невыгодно.
Есть целый список инициатив, которые не касаются налоговой сферы, но важны с точки зрения защиты бизнеса от административного давления и коррупции. С одной такой идеей мы уже выступили – в стране создадут реестр проверок при прокуратуре РФ. Этот вопрос мы обсуждали у Медведева и получили предварительную поддержку.
Далее, предлагаем создать специальный центр защиты от рейдерства и коррупции. Он должен стать частно-государственным партнерством, иначе он работать не будет.
Еще один аспект, который мы считаем исключительно важным, – нравственный.
– Бизнес и нравственность? Как-то эти два понятия не очень вяжутся…
– Мы понимаем, что 90-е годы сильно повлияли на негативный образ бизнеса, на восприятие россиянами бизнеса. Но это не тот капитализм, за который боролись. Это был капитализм увода государственной собственности. Раздела ее между приближенными компаниями. Капитализм, который во главу угла поставил вопрос о собственности – и забыл о вопросе конкурентоспособности. А я уже говорил: если нет конкуренции – нет и капитализма.
– Теперь капитализм другой?
– Новое поколение российских бизнесменов смотрит на вещи по-другому, да и жизнь сейчас другая – она по-другому учит, где зарабатывать деньги. Поэтому сегодня нужно восстанавливать нашу репутацию. Поэтому мы хотим обсудить вопрос о нравственности и репутации бизнеса. Речь об этом зайдет на заседании «Столыпинского клуба», которое пройдет в рамках форума.
Так что форум собирается быть, с одной стороны, представительным – многие бизнесмены подтвердили свое участие. С другой – содержательным.
Соглашение, подписанием которого должен завершиться форум, заключается на четыре года, но особенно важен год первый, в течение которого мы должны будем приложить огромные усилия, чтобы эта структура заработала.
Очень надеемся в этом на помощь «Единой России» как доверенного лица, медиатора. Другие партии сыграть такую роль не способны, так как не имеют ни законодательного, ни организационного ресурса. Да и по идеологии они нам не подходят.
– А «Единая Россия» подходит?
– Да. Там, конечно, тоже есть вопросы. Но те части, с которыми мы работаем – это клуб «4 ноября» и ЦСКП, – нас поддерживают, и мы находим с ними общий язык.
«Отпетых» либералов там нет, и все понимают главный смысл развития новой экономики, развития малого и среднего бизнеса, роста среднего класса.
Понимают, что когда бизнес станет частью общества, то он и сформирует средний класс. А если будут средний класс и бизнес, то и демократии будет больше.
Этого можно добиться к 2020 году.
Время есть – надо побыстрее понять, как работать вместе бизнесу и государству. А если не договоримся, то проиграем все.