Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Солнечный» удар
Саакашвили дожал прессу
Оппозиция уверена, что если «розовые революционеры» за пять лет своего пребывания у власти в чем-то и преуспели, так это в спецоперациях против прессы. Одни телекомпании, в частности «Солнце», закрыты, другие изменили формат, превратившись в развлекательные, а то и в проправительственные. Сейчас угроза нависла над единственной оппозиционной телекомпанией «Кавкасия»: ее руководство заявляет, что власти обязывают бизнесменов отзывать с канала рекламу.
Грузинская оппозиция заявляет о наступлении в республике «оруэлловской эпохи», когда вещать на всю страну будут лишь карманная телекомпания «Рустави-2» и невнятное Общественное телевидение. Единственная сейчас оппозиционная телекомпания «Кавкасия» имеет ограниченное распространение, а плюс к тому и финансовые проблемы. Что до телекомпании «Мзе», то она уже закрыта.
Запад многое прощает Михаилу Саакашвили, но разгром «Имеди» вызвал весьма гневную реакцию
«Мзе» с грузинского переводится как «солнце». Для журналистов этой телекомпании, тоже считавшейся провластной, солнце зашло спустя пять лет после помпезного открытия канала, информационные выпуски на котором транслировались ежечасно.
Еще в прошлом году «Рустави-2» и «Мзе» были сведены в единый холдинг. Тогда же и стали говорить о том, что «Мзе» преобразуют в развлекательный канал, ибо незачем иметь параллельные службы информации. Однако, пока существовала патаркацишвилевская телекомпания «Имеди», властям нужны были оба канала, чтобы вести информационную войну с оппозицией.
С «Имеди» («Надеждой») власти расправились 7 ноября прошлого года в рамках жестокого подавления акций оппозиции. Канал выжил, но после загадочной смерти олигарха Бадри Патаркацишвили в феврале этого года резко сменил тональность. Его больше не ассоциируют с тем, что принято считать непредвзятым освещением событий.
Несмотря на протесты ближайших родственников Патаркацишвили, теперь делами в «Имеди» распоряжается его дальний родственник – Джозеф Кей, которого подозревают в закулисном сговоре с властями. В любом случае информационная программа «Хроника» на «Имеди» так и не появилась – канал транслирует фильмы. С недавних пор журналисты все-таки стали выполнять редакционные задания, но только в «тренировочном режиме».
«Солнце» тоже сложно было заподозрить в объективности. Объединенная оппозиция бойкотировала не только «Рустави-2», но и «Мзе», имея допуск к прямому эфиру разве что на ОТВ. «То, что власти решили закрыть информационные программы на «Мзе», говорит только о том, что власти желают ограничить доступ к информации даже среди своих сторонников», – заявил представитель оппозиционной партии «Новые правые» Мамука Кацитадзе.
- Саакашвили поверг США в шок
- Слезы революции
- Странная естественная смерть
- Сестры атлантов
- Раздел Абхазии
В «Мзе» работало около 400 сотрудников. Покидая здание телевидения, они не скрывали слез. Лишь часть из них получит приглашения на другие каналы.
По неофициальным данным, причина закрытия – финансовый кризис. Однако это опровергает владелец «Мзе» бизнесмен и парламентарий Давид Бежуашвили, брат бывшего министра иностранных дел Грузии Гелы Бежуашвили, который ныне возглавляет Службу внешней разведки Грузии.
Зато финансовые проблемы могут серьезно сказаться на работе небольшой, но гордой телекомпании «Кавкасия». Информационное вещание на ней ограниченно, как и зона распространения сигнала. Но популярность ее огромна. В программу «Спектр» ведущий и глава канала Давид Акубардия охотно приглашает оппозиционеров, и в дни политического кризиса в Грузии рейтинг «Кавкасии» просто зашкаливал.
Однако в пятницу руководитель службы информации телекомпании Нино Джангирашвили заявила, что финорганы страны обязывают бизнесменов отзывать рекламу с «Кавкасии». «Мы не дадим властям обанкротить нас», – сказала она. Министр финансов Грузии Николоз Гилаури уже отверг эти претензии, однако оппозиционная телекомпания намерена обнародовать доказательства в ближайшие дни.
Напомним, что после «революции роз» 2003 года закрылись телекомпании «9 канал» и «Иберия». Первую финансировал известный бизнесмен Бидзина (Борис) Иванишвили. Это был взвешенный канал, но, согласно неофициальной информации, власти вынудили Иванишвили выйти из информационной игры.
«Иберию» закрыли по финансовым причинам, мотивировав невыплатами в казну. Конечно, сами телевизионщики трактовали то, что случилось, иначе, заявляя о гонениях на свободу СМИ.
Запад многое прощает Михаилу Саакашвили, но разгром «Имеди» в свое время вызвал весьма гневную реакцию (впрочем, желаемого результата она не принесла). Если бы на Западе вовремя обратили внимание на то, почему реально были закрыты Девятый канал и «Иберия», не пришлось бы, возможно, воевать за «Имеди», полагают грузинские эксперты.
Кстати, недавно был неожиданно приостановлен выход в эфир программы «Прайм-тайм» на канале «Рустави-2». Дважды в неделю известная телеведущая Инга Григолия худо-бедно предоставляла трибуну и оппозиции, благо время в эфире закупалось от имени другой компании. Официально «Прайм-тайм» не выходит из-за трансляций чемпионата Европы по футболу, но никто не может точно сказать, вернется ли эта передача в эфир.
«То, что произошло с «Мзе», – это показатель того, что власти хотят ограничить возможность доступа к информации, – считает омбудсмен Созар Субари. – Это попытка ограничить свободу слова. Чем меньше будет СМИ, тем легче их контролировать. Это политика».
На телерынке присутствуют еще региональная телекомпания «Аджария», а также канал «Алания», созданный для пропаганды достижений Грузии на территории непризнанной Республики Южная Осетия. Оба канала контролируются официальным Тбилиси. Самая популярная радиостанция «Имеди» решением все того же Кея недавно лишилась руководителей: их заменили люди, которые вряд ли будут распространять сообщения, неугодные властям.
Только газетный рынок пока старается сохранить объективность, однако возможности его ограниченны. Более того, далеко не все могут заплатить 30 или даже 80 центов за такие популярные издания, как «Резонанси», «Алиа», «Хроника», «Квирис палитра», «Асавал-дасавли». В Тбилиси не исключают, что вскоре власти начнут атаку и на печатные СМИ.