Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
20 июня 2008, 16:47 • Политика

Ультиматум Тирасполя

Приднестровье требует независимости

Ультиматум Тирасполя
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Андрей Резчиков

В пятницу Владимир Путин встречается со своей молдавской коллегой Зинаидой Гречаной, и главной темой их переговоров станет проблема приднестровского урегулирования. Несмотря на сближение Кишинева и Тирасполя, говорить о каком-то компромиссе не приходится: лидер Приднестровья Игорь Смирнов признался, что не доверяет Молдавии и требует скорейшего признания независимости ПМР. Так как иного решения проблемы просто нет.

Определенные надежды на урегулирование приднестровского конфликта появились в начале апреля: лидеры Молдавии и Приднестровья впервые за 7 лет сели за стол переговоров. Тогда же сообщалось о подготовке молдавской стороной некоего «окончательного пакета документов». В случае отсутствия «шероховатостей» (а то, что «шероховатости» найдутся, понимали все) его планировали подписать в формате «пять плюс два» (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина плюс наблюдатели от США и Евросоюза).

Воссоединение Молдавии выгодно для Москвы, и именно поэтому Россия участвует в урегулировании конфликта столь активно

После исторической встречи Кишинев и Тирасполь действительно «выразили стремление» искать пути сугубо мирного разрешения проблемы, однако четких договоренностей так и не достигли. Единственным объективным итогом стала договоренность о начале работы совместных экспертных групп по решению «всего комплекса накопившихся проблем».

Однако последние заявления президента непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Игоря Смирнова, по сути, превращает в формальность даже этот скудный итог. По словам президента ПМР, он не доверяет молдавскому лидеру Владимиру Воронину, так что «затевать политические статусные разговоры бесполезно, потому что сейчас нет гарантий их выполнения».

«И все эти меры доверия – сплошной обман со стороны господина Воронина, который уже начал предвыборную кампанию», – заявил Смирнов.

Он также уточнил, что не отказывается от дальнейших переговоров, но если таковые и будут продолжены, то на равных правах. «Переговоры с Молдовой вести нужно. Но диалог должен быть равноправным, что совпадает с установкой министра иностранных дел России. Какой же может быть диалог, если нас хотят видеть просто присутствующими?» – задался вопросом приднестровский лидер.

Что до той «прорывной» встречи в Бендерах от 11 апреля, Смирнов пояснил, что лично вручил Воронину Договор о дружбе и сотрудничестве между Кишиневым и Тирасполем. А главное – попросил Молдавию немедленно признать ПМР, ибо «только тогда будут соблюдены международные нормы».

«Международные нормы» Смирнов объясняет следующим: когда в начале 90-х годов Молдавия заявила о денонсации пакта Молотова – Риббентропа, это означало, что в ее границы Приднестровье больше не входит, так как присоединено оно было именно этим документом

«И поскольку сделан первый шаг, Кишиневу нужно сделать и второй – признать Приднестровье отдельным самостоятельным государством», – подытожил свое видение ситуации господин Смирнов.

Тем не менее, многие политологи уверены, что воссоединение Молдавии крайне выгодно для Москвы, и именно поэтому Россия участвует в процессе урегулирования конфликта столь активно. «У России есть шанс представить приднестровское урегулирование как позитивную альтернативу для решения подобных конфликтов. То есть, Молдова остается нейтральной, и мы готовы помочь решить ее территориальную проблему», – заявил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.

С одной стороны, у России в Приднестровье гораздо меньше собственных интересов, чем, например, в Абхазии и Южной Осетии. С другой – России выгодно иметь под боком у Украины, собравшейся в НАТО, нейтральную и дружественную страну, собранную воедино благодаря помощи Москвы.

Что до руководства Молдавии, разрешение проблемы с отделившимся, но непризнанным Приднестровьем равнозначно для него вопросу выживания. «В 2009 году в стране пройдут выборы, Воронина критикуют, и ему важно иметь на руках серьезный козырь, чтобы победил он или его преемник, при котором он сможет пересесть из кресла президента в кресло, например, спикера парламента», – отмечает политолог.

Кстати, в пятницу премьер-министр России, лидер партии «Единая Россия» Владимир Путин обсудит проблему приднестровского урегулирования со своей молдавской коллегой Зинаидой Гречаной (молдавский премьер прибыла с визитом в Москву еще в четверг).

«Одной из возможных тем беседы премьеров станет обсуждение приднестровского урегулирования», – сообщил источник РИА «Новости» в правительстве, отметив, что эта проблема обсуждалась и на переговорах президентов двух стран 6 июня в Петербурге.

«Сейчас, пока нет нормального сообщения между Приднестровьем и Молдавией, пока в центре Европы в ХХI веке нет нормального транспортного грузового сообщения, это выглядит анахронизмом и отпугивает многих зарубежных инвесторов», – резюмировал представитель правительства.

..............