Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевИран неоднозначный
МАГАТЭ не доверяет Ирану
МАГАТЭ не располагает доказательствами того, что Иран ведет разработку ядерного оружия, однако ставить точку в расследовании не собирается. Исламская республика до сих пор не идет на контакт с агентством в полной мере и не предоставляет всю необходимую информацию. Трактовать неоднозначные выводы будет Совбез ООН: санкции против Тегерана могут быть смягчены, но могут быть и расширены. Сам Тегеран, между тем, настроен оптимистично.
У Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) пока нет доказательств того, что Иран использует ядерные материалы для разработки вооружения. Как заявил в понедельник директор агентства Мухаммед аль-Барадеи, он не располагает свидетельствами применения атомного топлива в т. н. «предполагаемых исследованиях».
Тегеран ориентируются на опыт Багдада: в свое время он активно проверялся МАГАТЭ, что, в конечном счете, дало повод США напасть на Ирак
Более того, за те пять лет, что МАГАТЭ занимается иранской проблемой, был найден только один документ (описание технологии изготовления полусфер из металлического урана), который мог иметь отношение к производству ядерного оружия. «В целом за это время мы идем к прояснению и лучшему пониманию иранской ядерной программы», – заявил аль-Барадеи на открытии сессии совета управляющих МАГАТЭ.
Тем не менее, по словам директора агентства, МАГАТЭ пока не может предоставить итогового заключения по ядерной программе Ирана в связи с отсутствием прогресса по целому блоку вопросов, связанному с «предполагаемыми исследованиями».
Так, аль-Барадеи сообщил, что Тегеран так и не предоставил доступ к документам и лицам, в отношении которых был направлен специальный запрос секретариата организации. Еще один фактор, вызывающий недоверие к Тегерану, – отсутствие с иранской стороны разъяснений в поддержку заявленной позиции (использование атома исключительно в мирных целях). «Таким образом, предполагаемые исследования остаются предметом серьезной озабоченности», – цитирует главу агентства ИТАР–ТАСС.
Зато агентству в электронном виде была предоставлена некая «конфиденциальная информация» о «предполагаемых исследованиях» в Иране. Однако руководство МАГАТЭ не располагает полномочиями, чтобы передать эту информацию иранской стороне для проверки ее достоверности.
В связи с этим аль-Барадеи уже в очередной раз призвал Иран к проявлению большей открытости в сотрудничестве с МАГАТЭ, а также к подписанию дополнительного протокола к соглашению о гарантиях. «Прояснение блока вопросов о предполагаемых исследованиях является ключевым условием для понимания и оценки характера иранской ядерной программы», – резюмировал он.
- Иранские шансы
- ШОС с Ираном
- Подозревается Иран
- Иран ставит ультиматум
- Переговоры с изгоями
Теперь от позиции МАГАТЭ будет зависеть решение Совета безопасности ООН, который может либо смягчить, либо ужесточить уже действующие в отношении Ирана экономические санкции.
Напомним, что подобное двойственное заключение о ядерной программе Исламской республики МАГАТЭ принимает не впервые. В марте текущего года по итогам изучения доклада агентства Совбез ООН принял третью по счету резолюцию, ужесточающую экономические санкции против исламской республики. Санкции эти носили скорее символический характер, но Тегеран, тем не менее, пригрозил вообще прекратить любой диалог с посредниками.
Между тем, в понедельник президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что пока не видит необходимости пересматривать уровень сотрудничества страны с МАГАТЭ. В то же время он назвал хорошим предупреждением слова спикера парламента Ирана Али Лариджани (тот считает, что последний доклад МАГАТЭ содержит «двоякие суждения», которые раздуваются мировыми СМИ).
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок считает, что Иран не дает комиссии МАГАТЭ отслеживать всю цепочку атомных предприятий страны и не полностью раскрывает информацию в целях собственной безопасности.
«В данном случае они ориентируются на опыт Багдада, который в свое время тоже активно проверялся МАГАТЭ, что, в конечном счете, дало повод США напасть на Ирак, – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД. – На самом деле, России тоже абсолютно не нужно, чтобы у Ирана было ядерное вооружение. Здесь наши позиции с США совпадают. Однако американцы уверены, что под видом мирной программы в Иране вовсю разрабатывается атомное оружие, а наши эксперты подсчитали, что этой стране потребуется еще не менее 10–15 лет, чтобы сделать свою первую бомбу».
«В конечном счете, Иран, хотя и не в полной мере, но все-таки идет на контакт с МАГАТЭ. Россия выступает за дальнейшее развитие переговорного процесса, а не за угрозы», – резюмировал Цыганок.
Стоит отметить, что на сессии совета управляющих МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи заявил, что делегацию агентства согласилась принять и Сирия. Агентство проверит информацию о том, что объект, уничтоженный на территории этой страны в ходе воздушного налета Израиля в сентябре прошлого года, был секретным атомным реактором.
Аль-Барадеи выразил «глубокое сожаление» в связи с тем, что информация о данном объекте не была своевременно предоставлена МАГАТЭ, и что выбор был сделан в пользу одностороннего применения силы.
Между тем, США уже передали в МАГАТЭ сведения о, по меньшей мере, еще трех предполагаемых ядерных объектах на территории Сирии и теперь добиваются от ООН расширения инспекционных проверок.
По версии ЦРУ, эти три объекта могут быть вспомогательными структурами для обслуживания того самого разрушенного реактора в Аль-Кибаре.