Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевМолдавская ставка
Россия объединит Молдавию и Приднестровье
Президенты Молдавии и Приднестровья встретились после 7 лет взаимного бойкота. Теоретически, возобновившиеся переговоры могут разрешить проблему хотя бы одного непризнанного государства. Стороны уже отменили ряд обоюдных санкций, что не может не радовать: объединение Молдавии выгодно в первую очередь Москве. Ради сохранения своей целостности Молдавия готова пойти на серьезные уступки и даже обещает России не претендовать на членство в НАТО.
Президент Молдавии Владимир Воронин и лидер Приднестровья Игорь Смирнов спустя 7 лет «холодной войны» все-таки сели за стол переговоров. Долгожданная встреча, которую уже успели назвать «прорывом» в деле урегулирования затянувшегося конфликта, состоялась в пятницу в приднестровских Бендерах.
России выгодно иметь под боком у Украины, собравшейся в НАТО, нейтральную и дружественную страну, собранную воедино благодаря помощи Москвы
На месте встречи настоял глава непризнанной республики Игорь Смирнов, наотрез отказавшийся ехать в Молдавию. Молдавский президент Владимир Воронин думал долго, но все-таки решился пожаловать в гости.
Разговор президентов признанного и непризнанного государств больше касался практических вопросов. Например, стороны условились снять друг с друга ряд действующих санкций. В частности, Молдавия решила ходатайствовать перед ЕС и США об отмене визовых ограничений для приднестровских политиков. В свою очередь, Приднестровье пообещало пускать на свою территорию представителей молдавской власти.
«Воронин и Смирнов пришли к согласованной позиции о незамедлительном созыве совместных рабочих групп по укреплению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем. Деятельность данных рабочих групп должна предложить целый спектр конкретных проектов в области развития инфраструктуры, дорожного строительства, в области безопасности и разоружения, в социальной и культурно-гуманитарной сферах», – говорится в официальном заявлении пресс-службы президента Молдавии.
Что касается принципиального и наиболее острого вопроса о статусе Приднестровья, оба лидера сделали лишь наброски дальнейшего решения данной проблемы.
Приднестровская сторона, как сообщает ИТАР-ТАСС, в очередной раз подтвердила свою приверженность поиску мирных путей урегулирования конфликта. Правда, без претензий не обошлось.
«Устойчивое и жизнеспособное решение не может быть найдено в условиях постоянного давления на одну из сторон конфликта», – подчеркнул Смирнов.
Впрочем, что касается Молдавии, она, судя по всему, решила кардинально изменить свою тактику и пойти на максимальное количество уступок как в отношении Тирасполя, так и в отношении Москвы. Например, Кишинев подчеркнул свою приверженность принципу нейтралитета, из чего следует, что пытаться вступить в НАТО республика не намерена.
- Свет в конце тупика
- Молдавия нашла приму
- Молдавия без правительства
- Претензии непризнанных
- Не допущенные к столу
Заявление об этом очень кстати поступило от МИДа Молдавии накануне встречи двух президентов. «Принцип нейтралитета заложен в Конституции нашей страны и останется неизменным. Мы считаем, что международное признание нашего нейтралитета способствовало бы урегулированию приднестровского конфликта, укреплению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем», – заявил глава внешнеполитического ведомства республики Андрей Стратан.
По его словам, Молдавия совершенно не заинтересована в членстве в НАТО, ввиду чего просит альянс «официально согласиться с данной позицией».
На данный момент никакого ответа из НАТО не последовало. Зато уже появилась реакция США. В целом довольно нейтральная.
«Насколько встреча (Воронина и Смирнова) была полезной, будет видно в будущем. Но каждый из нас желает, чтобы люди на этой территории процветали, поэтому любой шаг, который направлен на урегулирование проблемы, будет встречен позитивно», – прокомментировал состоявшуюся встречу в Бендерах посол США в Молдавии Майкл Кирби.
В свою очередь, глава молдавской миссии ОБСЕ Филипп Ремлер отметил, что встреча двух лидеров стала первым шагом на пути возобновления переговоров по урегулированию.
Как полагают российские эксперты, если сторонам наконец-то удастся договориться, это будет выгодно в первую очередь для России.
«Сейчас у России появляется шанс представить приднестровское урегулирование как позитивную альтернативу для решения подобных конфликтов. То есть Молдова остается нейтральной, и мы готовы помочь решить ее территориальную проблему», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.
С одной стороны, отмечает он, у России в Приднестровье гораздо меньше собственных интересов, чем, например, в Абхазии и Южной Осетии. С другой – России выгодно иметь под боком у Украины, собравшейся в НАТО, нейтральную и дружественную страну, собранную воедино благодаря помощи Москвы.
Что до руководства Молдавии, разрешение проблемы с отделившимся, но непризнанным Приднестровьем равнозначно для него вопросу выживания. «В 2009 году в стране пройдут выборы, Воронина критикуют, и ему важно иметь на руках серьезный козырь, чтобы победил он или его преемник, при котором он сможет пересесть из кресла президента в кресло, например, спикера парламента», – отмечает политолог.
Однако остается совершенно непонятным, какую выгоду от разрешения конфликта получит Приднестровье, упрямо декларирующее стремление к независимости. Москва, вопреки расхожему мнению, не может прямо приказывать Тирасполю, убежден Маркедонов.
«Игорь Николаевич Смирнов, с которым я имел честь общаться, человек очень строптивый и сложный, и его нельзя приказом поставить по стойке смирно. Поэтому приднестровская элита будет ждать предложений от Москвы и Кишинева, взвешивать их и принимать соответствующие решения», – пояснил эксперт.
По мнению Маркедонова, Тирасполь могло бы заинтересовать предложение о признании приднестровской элиты и обещание определенного представительства во власти будущего общего государства, а также гарантии в вопросах безопасности и собственности.
«Позиция Приднестровья, хотя и не являющегося главным участником переговоров, может стать решающей в вопросе урегулирования, и если оно ответит отказом, ничего изменить будет нельзя. Не войну же Москве против него начинать», – резюмировал политолог.