Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
20 октября 2008, 18:41 • Политика

Ереван на двоих

Армения «изменяет» России с НАТО

Ереван на двоих
@ Reuters

Tекст: Андрей Резчиков

Дмитрий Медведев два дня пробудет в Армении, где проведет переговоры с Сержем Саргсяном. Главными темами помимо укрепления экономического сотрудничества станут вопросы безопасности в регионе. Конкретно, августовские события и проблема Нагорного Карабаха. Эксперты уверены, что Москва не будет требовать от Еревана признать Абхазию и РЮО, благо язык ультиматумов тут неуместен. Во-первых, речь идет о союзниках, во-вторых, и Москва, и Ереван вынуждены вести двойную игру.

В понедельник президент России Дмитрий Медведев начинает официальный двухдневный визит в Армению. В частности, российский лидер планирует обсудить со своим коллегой Сержем Саргсяном двустороннее сотрудничество в торгово-экономической сфере и вопросы международной повестки дня. В данном блоке особое значение для Москвы имеет ситуация на Кавказе в целом и последствия августовских событий в частности.

Индикатором союзничества или несоюзничества вопрос признания Абхазии и Южной Осетии отнюдь не является

Как рассказал РИА «Новости» источник в Кремле, Медведев откликнулся на приглашение армянского лидера, озвученное еще в те времена, когда и Медведев, и Саргсян находились в статусе избранных, но не вступивших в должность президентов. Но в целом это будет уже пятая встреча Медведева и Саргсяна за последний год. 24 марта и 24 июня лидеры двух стран встречались в Москве, а 6 июня в Санкт-Петербурге. Последний раз президенты общались в Сочи 2 сентября (если не считать саммита ОДКБ в Москве 5 сентября, в рамках которого двусторонних встреч не было).

Плоды данного общения можно оценить уже сейчас. За последние 8 месяцев товарооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 13%. И Россия по-прежнему остается главным внешнеэкономическим партнером Армении, занимая одно из первых мест по объемам инвестиций в ее экономику. «В первом полугодии этого года российские инвестиции составили около 428 млн долларов», – отметил источник в Кремле.

Крепнут связи и на региональном уровне. Около 70 субъектов Российской Федерации проводят с Арменией совместные программы, а 16 заключили соглашения о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве. Во время визита Дмитрия Медведева аналогичные соглашения с армянской стороной заключат также Ярославская и Свердловская области.

Дальше – больше. Москва и Ереван планируют на порядок увеличить энергетическое сотрудничество, особенно в сфере газоэнергетических проектов. Неплохие перспективы в сфере мирного атома, геологоразведке и промышленном освоении урановых месторождений. Как заявлял глава Росатома Сергей Кириенко, в 2008 году Россия инвестирует 3 млн долларов на доразведку таких месторождений в Армении.

Российский бизнес в Армении также представлен весьма широко. В частности, в республике осваиваются «Газпром», ЗАО «Интер РАО ЕЭС», АФК «Система» и ряд других крупных компаний. А после перехода армянских железных дорог в концессионное управление ОАО РЖД Россия решает и транспортные проблемы «дружественной Армении».

Что до обстановки в регионе, Медведев намерен обсудить с Саргсяном достигнутые на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ договоренности насчет «усиления внешнеполитической координации» (с учетом действующего председательства Армении в Организации Договора). Не останется без внимания и ситуация в Нагорном Карабахе.

«Принципиальная позиция России по этой проблеме остается неизменной: Москва и в дальнейшем намерена оказывать содействие сторонам конфликта в поиске взаимоприемлемых для сторон решений», – отметил представитель Кремля.

Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин уверен, что ситуация на Кавказе станет ключевой темой переговоров. При этом ждать от Еревана сенсационных заявлений не следует. Неурегулированный карабахский вопрос не позволит Армении признать независимость Абхазии и Южной Осетии, как это сделала Россия и Никарагуа. Москва это, впрочем, понимает и не настаивает.

Учитывается и тот факт, что все транспортные (в том числе и энергетические) потоки из России в Армению идут по грузинской территории. Кроме того, в Грузии живет большая и компактная армянская диаспора. «Армения не заинтересована обострять отношения с Грузией», – сказал Жарихин в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.

Наконец, в условиях напряженных отношений с Азербайджаном открытый конфликт с Тбилиси для Еревана совсем уж неприемлем. Ильхам Алиев победил на президентских выборах и останется у власти на ближайшие 5 лет. По Карабаху он занимает весьма жесткую позицию, которая, разумеется, в корне отличается от армянской.

В связи с этим господину Саргсяну нужен хороший совет, как действовать дальше. Поэтому он и пригласил Дмитрия Медведева, который может посоветовать проводить такую политику, «которая будет максимально эффективной в сложившейся ситуации». «Им есть о чем поговорить на этот счет», – уверен Жарихин.

Нынешняя ситуация наглядно показывает, что Россия сейчас ищет свежие подходы в отношениях с ближайшими соседями. По словам эксперта, Москва мечется между тем, что «мы раньше были абсолютно нетребовательны к своим союзникам» и тем, что «мы хотим от них абсолютного послушания и забвения собственных национальных интересов, что тоже неверно».

Для примера Жарихин привел Испанию, которая остается верным другом Соединенных Штатов и входит в НАТО, но при этом не намерена признавать независимость Косова, так как в течение десятилетий сдерживает усилия басков получить независимость от испанской короны.

«Индикатором союзничества или несоюзничества этот вопрос (признания независимости Абхазии и Южной Осетии. – Ред.) отнюдь не является», – резюмировал эксперт.

Стоит учитывать, что на два фронта в данной ситуации играют обе стороны. Так, Москва параллельно старается наладить отношения с Баку и уже добилась определенных успехов. Ереван, в свою очередь, заигрывает с НАТО.

Так, в понедельник Саргсян на встрече со специальным представителем генсека НАТО на Южном Кавказе и Центральной Азии Робертом Симмонсом заявил о евроатлантической направленности политики Еревана

«Армения продолжит взаимодействие с Евроатлантическим альянсом, рассматривая это как компонент безопасности республики», – приводит слова Саргсяна пресс-служба главы армянского государства. Со своей стороны Симмонс оценил процесс сотрудничества НАТО и Армении как «очень благополучный», отметив, что предпосылки для развития отношений у сторон «имеются».

Комментарии экспертов

Владислав Шурыгин, военный эксперт
Владислав Шурыгин, военный эксперт
Все эти годы постоянная поддержка Армении была для России большой проблемой, потому что в экономическом плане Армения для России значительно менее интересна, чем Азербайджан. Но несмотря на экономические интересы, Россия твёрдо поддерживала Армению. При этом сама Армения занимала достаточно двойственную позицию. Но здесь не следует подозревать Армению в каком-то коварстве – во всём виновато её зависимое географическое положение. С одной стороны она подпирается Азербайджаном, с другой стороны её подпирает Турция и Грузия, кроме того, она не имеет выходов к морю. В итоге она вынуждена постоянно лавировать между этими тремя силами. Поэтому, для неё крайне важными становится и позиция самой России, и позиция США и НАТО. Последние являются для неё некими гарантами того, что Турция не будет помогать Азербайджану, а США удержит Азербайджан от военных действий. <a href=http://actualcomment.ru/daytopic/62.html target=_blank>Читать далее</a>

Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Я бы отметил несколько составляющих визита Медведева. Первая составляющая, конечно, личностная – схема передачи власти в Армении была похожей на российскую, выборы были недавно, и многое из опыта Саргсяна интересно для Медведева, в особенности – яркие и резонансные шаги нового президента. На второй и основной составляющей – внешнеполитической – стоит остановиться подробнее. На Армению определённое деморализующее влияние оказывает как понимание неготовности России чётко поддержать позицию Еревана по Карабаху, так и очевидное выравнивание отношений между Россией и Азербайджаном, происходящее в последние годы. Это позволяет армянским экспертам говорить о том, что, несмотря на традиционные связи России и Армении, дрейф последней в сторону США не исключён. <a href=http://actualcomment.ru/daytopic/62.html target=_blank>Читать далее</a>

Евгения Войко, эксперт Центра политической конъюнктуры
Евгения Войко, эксперт Центра политической конъюнктуры
Россия ожидает долгосрочного пребывания Армении в геополитическом «лагере» ОДКБ. Однако при этом Ереван играет сразу на двух «полях»: будучи членом ОДКБ, страна обладает тем же уровнем партнерства с НАТО, что и Грузия (План индивидуального партнерства Армении с НАТО подписан в декабре 2005 года). Кроме того, Саргсян, еще будучи главой Минобороны страны, отправил армянский контингент в Ирак. Поэтому при новом армянском президенте следует ожидать дальнейшего крена Армении в сторону Запада (который, однако, не будет носить ярко выраженный характер, как в Грузии и Азербайджане). Это необходимо властям не только для международного баланса, но и для сохранения собственных аппаратных позиций, слабость которых выявилась по итогам президентских выборов. <a href=http://actualcomment.ru/daytopic/62.html target=_blank>Читать далее</a>
..............