Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
13 сентября 2007, 09:24 • Политика

Карты смешаны

Что сказал Запад об отставке правительства России

Карты смешаны
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юрий Гиренко, Наталья Ямницкая

Премьер-министр Фрадков подал заявление об отставке. Президент Владимир Путин отставку принял, наградил Фрадкова высшим орденом России и попросил поработать, пока не утвердят нового премьера. Все решили, что Путин определился с преемником, и стали ждать назначения Сергея Иванова. Но президент предложил кандидатуру 65-летнего Виктора Зубкова. Кампания началась совсем не так, как ожидалось. Решение президента пытаются истолковать западные СМИ и российские эксперты.

В среду днем премьер-министр Михаил Фрадков подал президенту прошение об отставке правительства .

Владимир Путин в очередной раз продемонстрировал свое умение радикально менять привычный расклад и брать его под свой личный контроль

Свое решение он мотивировал тем, что в разворачивающейся предвыборной кампании хочет дать президенту «свободу рук» в определении того, с кем идти дальше.

Президент Владимир Путин с мотивацией своего премьера согласился. Он поблагодарил Фрадкова и отставку принял. Попросив, однако, оставаться на посту до тех пор, пока Дума не утвердит нового главу правительства. И подписал указ о награждении Фрадкова высшим орденом России – «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Отставка правительства не была совсем уж внезапной – в последние два дня о ней говорили и писали многие. Называлась также и кандидатура наиболее вероятного кандидата в премьеры – первого вице-премьера Сергея Иванова.

Когда же отставка состоялась, политики и политологи единодушно заявили, что новый глава правительства и будет наиболее вероятным преемником президента Путина.

О последнем говорили и те, кто сомневался в назначении Иванова или Медведева, в том числе газета ВЗГЛЯД . Вспоминали путь, которым в Кремль пришел сам Путин. И констатировали, что избирательная кампания по-настоящему началась сегодня.

Однако все получилось совсем иначе. Вслед за подписанием указа о награждении Фрадкова президент внес в Государственную думу кандидатуру на должность премьер-министра. Он назвал имя Виктора Зубкова , 65-летнего руководителя Федеральной службы финансового мониторинга.

То, что предложен был малоизвестный человек, как раз совсем неудивительно. Еще менее удивительно, что это выходец из Петербурга и давний сотрудник Путина (в 1992–1993 годах Зубков был заместителем Путина в городском комитете по внешнеэкономическим связям).

Но вот возраст Зубкова заставляет усомниться в том, что план президента был именно таков, как предполагали политологи.

Трудно представить, чтобы кандидатом в президенты был выдвинут человек, который всего неделю назад собирался уходить из правительства на тихое место сенатора от Ленинградской области.

Хотя полностью исключить предположение, что президент видит своего преемника в Зубкове, нельзя, но оно не представляется самым очевидным.

И тут на первый план выходит факт, который в первый момент остался в тени: в отставку ушел не только премьер, но все правительство Российской Федерации. И новый глава кабинета должен будет формировать новый состав правительства.

И тут возможны самые неожиданные сюрпризы. Ожидается, что ряд министров, в том числе из самых влиятельных, потеряют свои посты. Возможны существенные изменения в самой структуре правительства.

Наверняка произойдет перераспределение полномочий внутри кабинета. А учитывая, что у нового премьер-министра репутация человека жесткого, да и о своем отдаленном будущем ему уже не надо думать, вероятны довольно серьезные перемены – как кадровые, так и политические.

В этом смысле тезис о том, что сегодня началась «взрослая» избирательная кампания, вполне обоснован. Такие изменения в правительстве, как, например, отставка Михаила Зурабова или реформирование Министерства здравоохранения и социального развития, могут радикальным образом изменить предвыборную ситуацию.

Смена премьер-министра в России не оставила равнодушными и западные СМИ. «Незадолго до выборов нового президента России, Владимир Путин прокладывает путь для своего возможного преемника», - пишет австрийская Der Standard.

Болгарская газета «Новинит» прогнозирует, что «этот шаг, за которым последует формирование нового кабинета министров, послужит серьезной встряской для России в преддверии парламентских выборов» и указывает, что его «рассматривают как ступень на пути к назначению преемника Путина».

The Times констатирует: «Владимир Путин назначил на пост главы правительства малоизвестного чиновника, борющегося с отмыванием денег в России, смешав все карты экспертам и поставив в тупик рассуждения о том, на ком же он остановит свой выбор в качестве преемника на посту президента страны». Британский журналист уверен, что «до сих пор все мнения сводились к кандидатурам двух первых вице-премьеров правительства», а потому, как и российские политологи, удивлен назначением Зубкова. «Пока непонятно, станет ли Зубков потенциальным преемником Путина, или это всего лишь трюк, чтобы держать контроль над ситуацией», - резюмирует The Times.

Так или иначе, но Владимир Путин в очередной раз продемонстрировал свое умение радикально менять привычный расклад и брать его под свой личный контроль. А заодно ставить в тупик аналитиков и политиков.

Каким будет новый расклад – станет понятно по тому, каким будет новое правительство. Хотя понятно, и только отчасти.

Комментарии экспертов

Виталий Иванов, публицист, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД, директор Института политики и государственного права
Виталий Иванов, публицист, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД, директор Института политики и государственного права
Сегодняшний день войдет в историю России как день одурачивания. Все были уверены, что сегодня у нас продублируют модель 1999 года и преемник будет выдвигаться через назначение премьером, а Путин разыгрывает совершенно другую комбинацию. Будет преемник – отдельно, а президент – отдельно. Выдвижение Зубкова – это не есть выдвижение преемника, это просто назначение нового председателя правительства, с которым, видимо, будет работать будущий президент после своего избрания (ВЗГЛЯД).

,
Мне трудно объективно комментировать новое назначение, так как я являюсь «болельщиком» Сергея Иванова. Поэтому, как и многие эксперты, я предполагал, что именно он будет назначен новым премьером. Однако Путин справедливо рассудил, что еще рано представлять общественности своего преемника. Задача Зубкова на этой должности – переформатировать правительство, в новый состав которого некоторые министры уже не попадут. А кандидатуру преемника, которую поддержит Путин, мы, видимо, узнаем только после официального старта президентской предвыборной кампании (ВЗГЛЯД).

Вячеслав Никонов, депутат Госдумы РФ, исполнительный директор Фонда «Русский мир»
Вячеслав Никонов, депутат Госдумы РФ, исполнительный директор Фонда «Русский мир»
Я полагаю, Путин переформатирует всю систему власти, имея в виду укрепление всех ее институтов своими давними соратниками. В данном случае он хорошо знаком с Зубковым. Происходит создание системы власти на будущее, на тот период, когда, я полагаю, Путин временно не будет президентом. У Путина будет возможность вернуться на этот пост, поскольку он уходит с рекордным рейтингом, – скорее всего, через четыре года, когда пройдут новые выборы. В назначении Зубкова может быть и антикоррупционная составляющая, поскольку его деятельность на посту Федеральной службы финансового мониторинга была достаточно успешной. Может ли Зубков стать преемником? Нет. Я никогда не говорил, что новый премьер, скорее всего, будет «преемником». Я не думаю, что Путин будет действовать по той же схеме, что Борис Ельцин («Интерфакс»).

Владимир Жириновский, вице-спикер Госдумы, лидер ЛДПР
Владимир Жириновский, вице-спикер Госдумы, лидер ЛДПР
Зубков может оказаться кандидатурой технической, и в апреле появится другой премьер. Завтра на Совете Думы Борис Грызлов побеседует с представителями всех фракций, и в пятницу его утвердят, проблем не будет. Зубков Виктор Васильевич – прекрасная биография, здесь все чисто, как вариант невесты: белое платье, шампанское, марш Мендельсона (РИА «Новости»). Большинство депутатов Госдумы, в том числе представители ЛДПР, в пятницу проголосуют за утверждение Виктора Зубкова председателем правительства. За него может быть отдано 360–400 голосов. Новый кандидат на пост премьера – из команды президента. Это правильный выбор. В предложении президента есть элемент неожиданности, так как многие называли в качестве возможного премьера Сергея Иванова, Сергея Нарышкина и некоторых других представителей кабинета. То же самое может произойти и в момент выдвижения кандидата в президенты. Кандидат может быть снова неожиданным – скорее всего, не питерец, не из силовиков, но тоже из команды президента. Причем сегодня этот будущий кандидат наименее заметен («Интерфакс»).

Никита Белых, губернатор Кировской области
Никита Белых, губернатор Кировской области
Вполне возможно, что нашего будущего президента зовут Виктор Зубков. Я даже удивлюсь, если все выйдет по-другому. Все говорили, что место Фрадкова займет преемник президента, но почему-то вдруг решили, что в случае Зубкова это не так. До марта у власти достаточно времени, чтобы раскрутить любую фигуру, пусть даже совершенно неизвестную в массах. Наверное, всех удивила кандидатура. Ну что ж, Владимир Путин любит шарады задавать (ВЗГЛЯД).

Сергей Марков, проректор Академии им. Плеханова, член Общественной палаты, политолог
Сергей Марков, проректор Академии им. Плеханова, член Общественной палаты, политолог
Президент продемонстрировал, что обладает абсолютным контролем над ситуацией. Никаких утечек, строжайшая секретность, полная неожиданность для всех, и теперь никто и ничего понять не может. Известно, что Зубков – личный друг Путина, он входит в его ближайшее окружение, относится к питерской команде и при этом не является ни либералом, ни силовиком. Также известно, что он близок к Борису Грызлову. Исходя из того, что достаточной информацией мы не обладаем, Зубков может стать кем угодно. Он может стать преемником – как «сильным», так и «слабым», за спиной у которого фактически страной будет руководить Владимир Путин. Он может стать напарником преемника, то есть премьер-министром при будущем президенте. Он может стать «техническим» премьером в предвыборный период. И еще один момент, очень важный, – Зубков может начать борьбу с коррупцией. На своей предыдущей должности он накопил достаточно важной информации (ВЗГЛЯД).

Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Сценарий 1999 года теперь маловероятен – Виктор Зубков мало похож на преемника и в силу возраста, и в силу своей традиционной непубличности. Тот вариант, что Зубков будет возглавлять правительство и при будущем президенте, выглядит вероятнее. Он способен значительно укрепить позиции правительства как человек, который прекрасно знает экономику и финансовую систему России изнутри. Вполне возможно, что правительство Зубкова будет политически сильнее, чем правительство времен Фрадкова. Более того, оно может стать сдерживающим фактором при будущем президенте. Одно ясно точно – Владимир Путин показал, что право инициативы остается за ним и интрига сохраняется (ВЗГЛЯД).

Василий Лихачев, депутат Государственной Думы от КПРФ
Василий Лихачев, депутат Государственной Думы от КПРФ
Назначение Зубкова стало полной неожиданностью. У нас действительно распространялась информация, что 19 сентября на первом заседании Совета Федерации фигура Зубкова будет проходить на должность сенатора. Более того, ему предполагалось отдать в управление Комитет по денежным и финансовым рынкам. Логика президента состоит в том, чтобы стиль управления, выразителем которого был Фрадков и который заключался в последовательном развитии экономики России, четком распределении ролей между силовиками и экономистами, продолжился. Думаю, что Зубков этим и будет заниматься. Кроме того, создается впечатление, что президент полагает, что не все задачи выполнены. В том числе операция по цивилизации российского современного бизнеса. Для того чтобы осуществить какие-то меры в этом направлении, фигура Зубкова хорошо подходит. Это не значит, что начнутся гонения на бизнес, но силовой подход будет присутствовать. Премьер будет обеспечивать тылы будущему президенту. И уже намечается распределение ролей. За новым президентом, видимо, будут международные, представительские, политические функции. А экономика, торговля, содействие госкорпорациям будет за премьер-министром (ВЗГЛЯД).

Григорий Томчин, член Общественной палаты РФ
Григорий Томчин, член Общественной палаты РФ
Отставка правительства сегодня, за несколько месяцев до выборов в Государственную думу и практически за полгода до президентских выборов, – это ожидаемое действо, и оно в стиле нашего государства. И при переходе власти мы понимаем, что это уже начало формирования новой власти. Это не значит, что новый премьер будет обязательно премьером или будет обязательно кандидатом в президенты. Это значит, что постепенное формирование новой власти – постепенный подход к передаче власти. Положительно с этой точки зрения, что преемственность будет соблюдена. По составу правительства мы увидим тренд, куда движется политика. Хоть это и передача власти и все говорят о стабильности и преемственности, все равно тренд по составу правительства какой-то будет. Но, подчеркиваю, самое главное – это понимание, что кальки 1999 года не будет. Может быть, это и кандидат в президенты, может, это и будущий премьер при другом президенте, может быть, это и временная фигура. Может быть и так, и так, и так. Но сегодня важно понимать, что это не калька 1999 года (ВЗГЛЯД).
..............