Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

9 комментариев
28 мая 2007, 20:00 • Политика

Никто не хотел убивать

Украина: огонь не открыт, кризис не разрешен

Никто не хотел убивать
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Юрий Гиренко

Ни президент, ни премьер-министр Украины не рискнули применить силу. Виктор Ющенко и Виктор Янукович вроде бы снова договорились, Юлия Тимошенко как будто не против, но спорные проблемы не решены, гарантий никаких и никто не выиграл. Выборы могут состояться 30 сентября, а могут и не состояться. Ремиссия политической шизофрении возможна, но полного исцеления не бывает. Сохранится ли Украина как единое государство?

Очередное обострение украинского политического кризиса, достигшее высшего накала в субботу, к началу этой недели, кажется, завершилось. Стороны конфликта – президент Виктор Ющенко и парламентское большинство в союзе с правительством Виктора Януковича – дошли до опасной грани, но перейти через нее не решились.

Украинская государственность больна политической шизофренией, а это, как утверждают психиатры, неизлечимо

С четверга по субботу в Киеве наблюдалась явная эскалация конфликта, в центре которого были попытки обеих сторон установить контроль над силовыми структурами. Президент уволил генерального прокурора, отдал под суд министра внутренних дел и переподчинил себе внутренние войска; парламент назвал Ющенко узурпатором, сменил куратора силовых ведомств и отменил указ о внутренних войсках.

Вновь начались уличные акции – и «оранжевые», и «бело-синие». Подчинившиеся президенту внутренние войска попытались войти в столицу – и были остановлены милицейскими кордонами. Одному из Викторов оставалось отдать приказ…

Но этого не произошло. В ночь с субботы на воскресенье президент и премьер встретились, причем в присутствии парламентских лидеров, среди которых были спикер Александр Мороз и неистовая революционерка Юлия Тимошенко. К утру было объявлено: достигнут компромисс.

Согласились на том, что 30 сентября таки пройдут внеочередные парламентские выборы. Прочие параметры договоренностей остаются неясными. Какова будет судьба недоуволенных судей Конституционного суда? Кто будет генеральным прокурором? Что будет с МВД? Как насчет легитимности президентских указов об отставке правительства и роспуске Верховной рады? И вообще, есть ли конституция у Республики Украина?..

Понятно, что в первую очередь украинские лидеры беспокоились о том, чтобы не допустить вооруженного столкновения. Причем не из особого гуманизма – просто никто из них не был до конца уверен в том, что «свои» силовики пойдут за ними до конца. Притом обе стороны видели, что у противника есть свои вооруженные люди.

Однако сейчас, когда страсти успокаиваются, становится понятным: дело ясное, что дело темное. Игра, которую начали оранжевые, вряд ли допускает возможность ничейного исхода. То есть все могут проиграть, но невероятен вариант, при котором все выигрывают.

Ющенко проигрывает почти при любом исходе. Те, кто толкал его на роспуск Рады и отставку правительства, видимо, совсем не дорожат судьбой «померанчевого президента». Для него победой может быть только установление близкого к авторитарному режима (а он на такое явно не способен). Без этого он либо отдаст все рычаги Януковичу, либо расчистит дорогу Юлии Тимошенко. Оба варианта для Виктора Андреевича – хуже диоксина.

Януковичу кризис тоже не на руку. Он не из тех политиков, которые умеют использовать кризисные ситуации в своих интересах. Собственно, он вообще не из политиков. Для Украины как единственной полноценной олигархии на постсоветском пространстве Виктор Федорович – вполне органичная фигура. Но в ситуации борьбы за власть он теряется и пасует, поскольку риски для стоящих за премьером «деловых кругов» становятся слишком большими.

Тимошенко, в отличие от президента и премьера, в кризисной ситуации – как рыба в воде. Но ее успех равнозначен краху всей украинской системы сдержек и противовесов, поскольку ведет к большому переделу власти и влияния. А этого украинская элита никак не хочет, что и проявилось осенью 2005-го, когда «газовую принцессу» выставили из правительства.

Таким образом, вероятность соблюдения нынешнего компромисса невелика. Выборы, конечно, могут и состояться – почему нет? Но это будет скорее очередной виток кризиса, чем его разрешение. Украинская государственность больна политической шизофренией, а это, как утверждают психиатры, неизлечимо. Ремиссии бывают, но они непременно сменяются обострениями.

Выходом мог бы стать мягкий «развод» непримиримых частей страны – условно говоря, Галиции, Поднепровья и юго-востока. Однако возможность такого развода по беловежской формуле тоже невелика, в отличие от югославского сценария. Украина ведь даже не федерация. Так что сама постановка этого вопроса в повестку дня чревата тяжелыми последствиями.

К тому же западные центры силы, оказывающие на украинские события не меньшее, а большее влияние, чем на события в СССР в 1989–1991 годах, хотят получить всю Украину, включая Крым и Донбасс. При этом понимания внутренних проблем страны у них не больше, а меньше, чем 15 лет назад.

Ну а гражданам Украины – даже тем, кто в 2004–2005-м кричал «Геть Кучму!» и радостно шел на Майдан – эта мыльная оперетта, как определил жанр кризис-шоу на Украине наш коллега Сергей Ильин, изрядно надоела. Так что бить (если и когда дойдет до битья) будут всех.

..............