Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияВсе о Русском проекте
Демидов рассказал все о Русском проекте
В конце прошлой недели «Единая Россия» объявила о запуске Русского проекта. В рамках этой программы на суд экспертов будут вынесены 10 вопросов, касающиеся национальных проблем. Подробнее о сути и ходе реализации Русского проекта газете ВЗГЛЯД рассказал советник политического департамента ЦИК «Единой России», координатор «Молодой гвардии» по идеологии и политической работе Иван Демидов, который возглавил новое направление.
Следить за ходом дискуссии будет специально созданный Новый русский центр (НРЦ). В итоге в партийной программе единороссов должна появиться еще одна «национальная» глава.
Я точно знаю, что тема самоопределения русского народа и попытка разобраться, что такое «русская нация», – это нынешняя «правда времени
– В чем суть Русского проекта?
– Мне кажется, что Россия и народы, в ней живущие, подошли к моменту самоопределения. Если предыдущие годы были годами спасения, сохранения, удержания хоть чего-нибудь – от территории до ума и сознания, – то сейчас наступила стабилизация, более того, страна вступила в полосу развития. Мы уже доказали себе, что мы – самостоятельны. И отсюда родилось понятие «суверенная демократия». Теперь осталось разобраться в главном: кто такие эти «мы». Чтобы ответить на данный вопрос, в рамках общей работы над идеологией «Единой России» мы создали дискуссионную площадку под названием Новый русский центр. В рамках этого проекта мы сможем заново переосмыслить понятия, которые всегда были ключевыми на нашей с вами земле: «русский», «русская цивилизация». И более современные: «нация», «национальная политика».
– В условиях борьбы с ксенофобией название Русский проект звучит не очень политкорректно. Не боитесь нападок со стороны конкурентов?
– Если представить себе, что в России на кого-то нападают только за слово «русский», тогда срочно нужно открывать этот проект! А вообще я не боюсь. По одной простой причине: для меня слово «русский» не лежит в области расизма или шовинизма. Когда 116 млн человек в 2002 году в России самостоятельно вписали в графу «национальность» «русский», я не кричал от радости, как наши националистически настроенные экстремисты. Но я зафиксировал этот факт для себя. И теперь пытаюсь разобраться, что хотели сказать соотечественники. В принципе, нужно понимать, что Россия – это, конечно же, русская страна. Многонациональная русская страна. И, судя по исследованию ВЦИОМ, которое, кстати, провели совсем недавно – в декабре 2006 года, характеризуя себя или кого-то как русского, люди в первую очередь думают отнюдь не о национальности. Знаете, что отвечают наши люди на вопрос «Как вы определяете, что такое русский»? Чаще всего: «Выросший в русской культуре, в русской традиции». На втором месте ответ неожиданный, но очень радующий: «Тот, кто работает на благо России». И только потом, на следующих строчках начинаются рассуждения о языке, крови и православной вере.
– И все-таки почему бы не назвать проект «российским»? И вам было бы спокойнее, и оппонентам. Тем более, идея формирования «российской нации» нынче чрезвычайно популярна.
– У меня есть некая идиосинкразия на слово «россиянин», из-за того что оно было сознательно внесено в политическую повестку 90-х годов. И по нему тоже тогда пошел некий раскол между «патриотами» и «модернистами-либералами». А вообще, на мой взгляд, «русский» и «российский» – это слова-синонимы. Но «русский» точнее.
– Вас уже обвинили в том, что Русский проект – это рискованная попытка переманить на свою сторону электорат национал-патриотических сил. Вы действительно таким образом уже начали думскую предвыборную кампанию?
– Мы вступили в такой год, когда все, что ни скажешь, будет работать в области политики и в электоральном поле. Здесь четко действует принцип: «Все, что ты ни делаешь – это политика». И заботить тебя должно только одно: кто пожнет плоды твоей деятельности. Я точно знаю, что тема самоопределения русского народа и попытка разобраться, что такое «русская нация», – это нынешняя «правда времени». Конечно, национальный вопрос – тема вечная для большинства государств. Но в определенный момент этот вечный вопрос становится самым важным. И если страна однажды поднимает вопрос самоопределения, то он уже никогда не уйдет из актуальной политики.
Наша работа, конечно, не укладывается в рамки чисто партийного проекта. Это достаточно широкая площадка для дискуссии |
– На прошлых выборах в Мосгордуму попытку партии «Родина» актуализировать «русский вопрос» квалифицировали как разжигание межнациональной розни. Чем вы отличаетесь от «Родины»?
– Прошлое поведение партии «Родина» и нынешние выступления людей, называющих себя «профессиональными русскими националистами», – это прикосновение к могучей силе нации с самой страшной и провокационной стороны. В свое время в Германии дернули за ту же ниточку. Мы знаем, что из этого получилось. Но обратите внимание – Америка, Англия, Франция тоже поднимали национальный вопрос. Однако у них хватило разума не делать акцента на вопросе крови, этноса. А российские политические силы, которые 2–3 года назад начали активно спекулировать на национальном вопросе, делают этническую составляющую главной. Мы в корне отличаемся от них тем, что не собираемся трогать вопрос этноса, расы. Мы говорим о русской цивилизации. Мы живем в новой России, которой не было раньше. И пришло время разобраться, на каком фундаменте это новое здание выстроено. Оно точно не могло бы подняться на зверином, шовинистическом основании.
– Вы сможете с помощью Русского проекта увлечь нынешних активистов экстремистских ультраправых организаций типа ДПНИ и РНЕ? Убедить, что они дергают не за ту ниточку?
– Я очень надеюсь, что правильно осмысленная позиция по русскому национальному вопросу вернет всех уставших и где-то озлобленных людей в русло легальной политики. Вернет к внятным правилам, правам и законам, по которым мы должны жить на нашей общей земле. Но здесь нужно четко понимать, что никакого диалога с радикальными националистическими, подчас даже профашистскими силами «Единая Россия» никогда вести не будет. Никакие альянсы здесь невозможны.
– А что касается ваших политических конкурентов? Если завтра представители «Справедливой России» или КПРФ захотят стать членами Национального русского центра, вы примете их в свою компанию? Или Русский проект – чисто партийная затея?
– Наша работа, конечно, не укладывается в рамки чисто партийного проекта. Это достаточно широкая площадка для дискуссии. Но на данном этапе нас в первую очередь волнует его политическая составляющая. Поэтому пока участвовать в обсуждении Русского проекта будут только представители «Единой России» и независимые эксперты. Но в дальнейшем мы, возможно, придем к диалогу с другими внятными политическими силами.
– Может быть, перечислите эти «внятные силы» поименно?
– Я вообще не отказываю во внятности ни одной российской цивилизованной партии. Несмотря на некоторые огрехи, иногда злобность, которую проявляют некоторые политические силы в актуальной политике, я считаю, что у нас сформировался достаточно ответственный и цивилизованный политический класс.
– Ответы на 10 русских вопросов войдут в программу «Единой России»?
– Они сами будут объединены в некую программу, которая будет предложена для обсуждения членам «Единой России». По итогам дискуссии, я думаю, какие-то тезисы, касающиеся национального вопроса, войдут в программу партии.
– Кому принадлежит идея создания Нового русского центра?
– Список задач, которые интересно было бы разработать в ближайшее время, определяет руководство партии, в частности президиум генсовета «Единой России». Но действительно, на первое заседание мы собрались в Центре социально-консервативной политики, основателями и главными движущими силами которого являются депутаты Госдумы Андрей Исаев, Игорь Игошин, Павел Воронин. Эти люди вошли в координационный совет Нового русского центра. И они сейчас активно занимаются разработкой Русского проекта.
В дальнейшем мы собираемся активно задействовать проект «Неделя русской политической культуры» |
– Что такое Новый русский центр с организационной точки зрения? Это дискуссионный клуб или научно-исследовательский институт?
– Сейчас существует инициативная группа из влиятельных представителей «Единой России» и свободных экспертов, в том числе культурологов, богословов, специалистов по социальной политике. В дальнейшем мы собираемся активно задействовать проект «Неделя русской политической культуры». Он появился в прошлом году и был самостоятельной площадкой. Теперь «Неделя русской политической культуры» станет инструментом Нового русского центра. Правда, проходить она теперь будет не только в Москве. Это будет цепь семинаров в разных городах. Мы будем привлекать региональных экспертов к обсуждению предложенной нами актуальной «русской» повестки дня. То есть тех 10 вопросов, которые мы выработали на первом заседании. Надеюсь, у нас получится достаточно быстро сформировать приемлемые политические ответы на эти вопросы. Так что первая и основная наша задача – битва за слово, за исконное значение слов. Ну а следом будем уже смотреть, какие политические формы работы можно предложить исходя из сформированной в рамках Русского проекта повестки дня.
– Другими словами, формировать «русскую» повестку дня будут только эксперты? Общенародную дискуссию по этому поводу вы решили не устраивать?
– Вы знаете, наши социологические службы с завидной регулярностью обращаются к людям с «русскими» вопросами. И поэтому мнение граждан по «русским» темам постоянно звучит в информационном пространстве. Тем не менее мы думаем о запуске еще одного проекта – «Русской анкеты», который будет рассчитан не на экспертов, а на достаточно широкий круг людей, в первую очередь молодых. Очень интересно, как определяют себя 20–25-летние соотечественники. Насколько вообще они готовы существовать в «русском» словесном пространстве. Если судить по моему опыту работы в «Молодой гвардии Единой России», молодежь очень спокойно и рационально относится к понятиям, разобраться в которых мы им предложим. Даже несмотря на то, что именно молодежь обычно становится движущей силой для экстремистски настроенных националистических организаций. Проект «Русская анкета», видимо, стартует в ряде студенческих, думающих центров России. Через него мы попробуем поговорить с молодыми людьми на «русскую» тему.
– «Думающие центры» – это вузы?
– Да, в основном. Как это обычно получается, когда начинаешь работать со словом, первыми принимают вызов высшие учебные заведения и профильные организации.
– «Молодая гвардия» будет участвовать в реализации Русского проекта?
– «Молодая гвардия» – самостоятельный проект. Если хотите – поколенческий. «Молодая гвардия» ориентирована на молодежь и занимается проблемами, которые волнуют молодежь. Больше того, в последнее время, слава Богу, «Молодая гвардия» стремительно превращается из иерархической в сетевую организацию. И каждое звено этой сети, то есть каждое региональное отделение, занимается именно теми вещами, которые интересны местным активистам. То есть «Молодая гвардия» – многофункциональная, многополярная организация, хотя, безусловно, объединенная некой политической волей. Если Русский проект будет интересен молодогвардейцам, если недавно созданный политсовет движения решит заняться его реализацией, «Молодая гвардия» будет участвовать в программе.
- Надежда Орлова: «Молодой гвардии» нужны звезды»
- «Молодая гвардия» назвала преемника
- В Москве открылся «Политзавод»
- «Молодая гвардия» берет шефство
- Молодежь берет характером
10 русских вопросов
1. Россия – для русских?
2. Что такое русская нация?
3. Русский мир. Территория и границы
4. Сохранение национальной идентичности в условиях глобализации
5. Русский национализм и расизм
6. Национализм как идеология
7. Русские и православие
8. Сосуществование религий в России – перспективы
9. Русский мир и постсоветское пространство
10. Русская политическая культура как способ построения русской власти