Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияСаакашвили занялся рэкетом
Пять месяцев назад президент Грузии поблагодарил Россию за введенное эмбарго, назвав это решение «хорошим пиаром грузинскому вину». Сегодня Михаил Саакашвили поменял свое мнение. Теперь он считает, что это «целенаправленная экономическая война России». При этом досталось и крупным бизнесменам Грузии. «Хотите, называйте это легким рэкетом», - пояснил свои действия президент.
«Провал в попытках найти другие рынки сбыта сделал для грузинского президента проблему еще более животрепещущей», – сказал газете ВЗГЛЯД руководитель аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов.
Гордость и самолюбие
А пока грузинское вино не завоевало европейские рынки, Саакашвили призвал противопоставить запрету гордость и самолюбие своего народа
Через пять месяцев после российского эмбарго в отношении грузинского вина Михаил Саакашвили назвал действия РФ «целенаправленной экономической войной».
«Руководство Грузии делает все возможное, чтобы облегчить жизнь бизнесменам и дать им возможность работать без террора со стороны криминала и государства, как это было при правлении Шеварднадзе. Однако появился один большой противник нормального развития Грузии, и теперь с его стороны идут попытки терроризировать грузинских бизнесменов и в целом всю Грузию», – сказал Саакашвили на встрече с бизнесменами, на которой обсуждался вопрос сбора и реализации урожая винограда. «Это, к сожалению, политический истеблишмент нашей соседней России», – пояснил грузинский президент.
Саакашвили предложил крупным бизнесменам «купить по 10 тонн винограда». «Это просьба помочь Кахетии (винодельческий регион Грузии)», – сказал он. «Хотите, называйте это легким рэкетом, но обещаю, что это в первый и последний раз», – отметил он.
Напомним, запрет на импорт грузинского вина из-за несоответствия стандартам качества Россия ввела в марте. Тогда Михаил Саакашвили назвал это «политическим решением» и даже поблагодарил Москву за «такой пиар, который Россия устроила грузинскому вину». Он пообещал «быстро найти новые рынки сбыта», прежде всего в Евросоюзе и США.
Саакашвили даже лично отправился в Китай, где пошутил, что если каждая китайская семья будет выпивать хотя бы по бутылке грузинского вина в год, то это будет больше, чем сможет произвести республика. Но, судя по всему, ни Китай, ни Европа, ни Америка покупать грузинское вино не спешат. За время действия эмбарго, по словам премьер-министра Грузии Зураба Ногаидели, валовой внутренний продукт страны сократился на 1%.
Провал в поиске рынков сбыта вынудил Михаила Саакашвили быть более сдержанным в своих высказываниях. «Грузия хочет вести нормальный политический диалог с Россией», – сказал он на встрече с бизнесменами, а правительству приказал осуществить сбор урожая полностью и создать новые виноградники.
Ответственным за работы на «винном фронте» назначен премьер-министр Ногаидели, а помогать ему будут министры сельского хозяйства, обороны, внутренних дел и генпрокурор страны. Этот правительственный штаб должен «сделать все для помощи крестьянам в сборе и сдаче урожая винограда: выделить им бесплатно трактора, решить организационно-технические вопросы и оказать содействие частным банкам в кредитовании частных винзаводов для приема ими урожая».
А пока грузинское вино не завоевало европейские рынки, Саакашвили призвал противопоставить запрету «организованность и собранность в решении и преодолении существующих проблем». «Гордости и самолюбия у грузинского народа хватает», – напомнил он.
Кстати, что делать бизнесменам с купленными в обязательном порядке 10 тоннами винограда, Саакашвили тоже пояснил: «Этот виноград вы можете раздать своим сотрудникам».
Две темы Саакашвили
Пристроить вино в Китай и Европу Саакашвили не удалось (фото ИТАР-ТАСС) |
Эксперт Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов полагает, что последние заявления Михаила Саакашвили лежат в русле грузинской информационной политики, направленной на сплочение населения республики перед лицом общего врага, которым объявлена Россия.
Грузинский президент делает все возможное для того, чтобы представить Россию в образе страны, которая мешает Грузии нормально развиваться, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт. Не в последнюю очередь эти заявления являются сигналом для Вашингтона о том, что на Кавказе якобы сохраняется фактор, мешающий демократическому развитию региона.
В то же время, по мнению Власова, вопрос о том, насколько больно ударило эмбарго по грузинской экономике, является дискуссионным. По некоторым данным, за год до введения запрета на грузинские вина российско-грузинскую границу пересекало только 5–7% грузинского вина от объема продаваемого в России. «То есть абсолютное большинство продукции было фальсифицированным», – отмечает эксперт. С другой стороны, такого емкого рынка, к тому же традиционно употребляющего грузинское вино, Михаилу Саакашвили просто не найти.
- Грузия нашла замену
- Вино раздора
- Грузия оскорбила Россию
- Саакашвили вступился за вино
- Онищенко гонит вино
- Пестицидное вино для России
Руководитель аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов указал на две приоритетные темы грузинского президента – проблему непризнанных республик и проблему с экспортом грузинского вина.
По словам Шатилова, отказ России от грузинского вина нанес определенный ущерб экономике Грузии, а пристроить вино в Китай и Европу Саакашвили не удалось. При этом продвигал свою продукцию глава Грузии под странным лозунгом «Пейте вино, от которого отказалась Россия!».
«Провал в попытках найти другие рынки сбыта сделал для грузинского президента проблему еще более животрепещущей», – сказал газете ВЗГЛЯД Александр Шатилов. При этом, как отмечает эксперт, надо учитывать специфику президента Грузии, являющегося харизматиком и в этой связи постоянно ищущего внешнего врага.