Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияХод «Хищником»
Америка готовится к войне с Китаем
Истребители F-22A Raptor («Хищник») будут размещены на тихоокеанских базах, сообщает сайт Defencetalk.com. Всего на тихоокеанских базах планируется разместить три из семи эскадрилий F-22. Две из них будут базироваться в Элмендорфе, одна на авиабазе Хикэм на Гавайских островах, неподалеку от военно-морской базы Перл-Харбор.
Новейшие малозаметные истребители ВВС США F-22A Raptor в ближайшие годы будут размещены на авиабазе Андерсен, сообщил генерал Пол Хестер, командующий группировкой ВВС США на Тихом океане. Размещение истребителей, по сведениям из ряда источников, вызвано необходимостью держать на западе Тихого океана боеготовые силы на случай конфликта с Китаем. «Эти самолеты стабилизируют обстановку в регионе», – сказал генерал Хестер. Самолеты 18-й эскадрильи ВВС США, базирующейся в Элмендорфе на Аляске, будут нести службу на Гуаме по принципу ротации, периодически сменяя друг друга. Напомним, что изначально Пентагон планировал закупить 750 истребителей F-22 Raptor, однако впоследствии в связи с их высокой стоимостью (приближающейся к 200 млн. долларов за истребитель) оборонный бюджет США позволил закупить лишь 184 самолета.
Заработать на «Рэпторе»
Переделав F-22 в бомбовозы, японцы получат возможность нанести превентивный удар по защищенным пусковым установкам КНДР
Возможно, поэтому недавно сенат США принял решение немного «подзаработать» – не продлевать запрет на продажу многофункционального истребителя F-22 своим союзникам. В ближневосточной прессе это решение тут же увязали с войной Израиля в Ливане: якобы еврейское государство проявило интерес к закупкам заокеанских истребителей для своих ВВС.
Последнее маловероятно как из-за стоимости «Хищника», так и ввиду отсутствия на Ближнем Востоке достаточного количества достойных целей для него. Кроме того, вопрос о закупке «Рэпторов» рассматривает сейчас Япония. Как полагают, Токио нужны ударные возможности и дальность машин. Переделав F-22, условно говоря, в бомбовозы, японцы получат возможность нанести превентивный удар по защищенным пусковым установкам КНДР, которые Пхеньян в последние годы усиленно строит на своем восточном побережье.
В Токио не без оснований полагают, что размещенные в них баллистические ракеты средней дальности нацелены на военные объекты Японии и США на островах Японского архипелага.
Иное дело Юго-Восточная Азия. Российских истребителей поколения «4» и «4+» типов Су-27/30/35 тут более чем достаточно: кроме Китая значительным парком таких самолетов располагает Индия, меньшим, но заметным – Малайзия, Вьетнам, Северная Корея. Ведутся переговоры о поставках новых модификаций «Су» в Таиланд. F-22 Raptor фирмы Lockheed Martin Aeronautics благодаря форме и материалам, из которых он сделан, практически невозможно засечь с помощью радаров.
Современные радиолокационные системы позволяют этому истребителю выполнять воздушное патрулирование успешнее, чем другие самолеты, чему способствует, например, сверхзвуковая крейсерская скорость полета на бесфорсажном режиме работы моторов. Кроме меньшего расхода топлива, это позволяет самолету быстрее достигать района цели.
По маневренности на «сверхзвуке» Raptor действительно превосходит любую из модификаций «Су», однако, как показывает практика, воздушные бои до сих пор ведутся чаще всего на дозвуковых скоростях с использованием всеракурсных ракет средней и большой дальности (всеракурсная ракета – запускаемая в переднюю или заднюю полусферы цели. – Ред.). Здесь преимущество «Хищника» менее заметно, хотя важно то, что в силу своей малозаметности он может обнаружить противника (и применить по нему оружие) прежде, чем будет обнаружен сам.
Рокировка эскадрильями
Миг-25 |
Американские эксперты полагают, что в случае реального боя на каждый сбитый американский самолет пришлось бы около десяти российских Су-35. F-22, конечно, очень грозный и опасный противник, но оставим эти утверждения на совести американских экспертов – наши специалисты придерживаются несколько других позиций. Вспомним, что во время вьетнамской войны то же самое говорилось и о противостоянии «Фантома» и совсем уж безнадежно древнего МиГ-17, однако на деле все получилось не так, как мнили себе эксперты ВВС США.
Применяя тактику засад и приманок, пилоты вьетнамских МиГов научились справляться с грозными F-4, качественно превосходившими их по всем параметрам. Смысл данной «рокировки» эскадрильями скорее в другом. Во-первых, повышение боеготовности подразделений, вооруженных Raptor: все-таки боевое дежурство и относительно спокойная служба на Аляске или в континентальной части США – несколько разные вещи.
Во-вторых, уже упомянутые корейские ракеты, которые американцы также не против уничтожить. Дело в том, что сделать это с помощью состоящих на вооружении бомбардировщиков В-52Н и В-1В можно, но проблематично: потери от корейской ПВО будут неоправданно высоки, а применение палубной авиации лишит США фактора внезапности (авианосцы засекут далеко в море).
Бомбардировщик В-2 также далеко не «невидимка» – о похожих способах обнаружения этих самолетов неоднократно сообщали и наши, и китайские военные. Иное дело скоростные и действительно малозаметные «Рэпторы». Часть машин расправится с немногочисленной авиацией КНДР, а часть (возможно, самолеты сил самообороны Японии) нанесет удар по ПУ.
Возвращаясь в прошлый век
МиГ-31 |
Тем более что, по сообщениям ресурса Spacewar.com , объединенная испытательная группа, составленная из специалистов ВВС США и компаний Boeing и Lockheed Martin, провела успешные испытания по бомбометанию с истребителя F-22 на сверхзвуковой скорости. В ходе испытаний истребитель F-22, летящий на высоте 50 тыс. футов (примерно 15 тыс. м) со скоростью, в полтора раза превышающей скорость звука, сбросил 454-килограммовую авиабомбу JDAM на цель, находящуюся на расстоянии свыше 44 км.
Наведение бомбы на цель осуществлялось с помощью приемника навигационной системы GPS. Большая высота полета позволяет сбрасывать управляемые бомбы с расстояния, превышающего дальность действия большинства зенитно-ракетных комплексов объектовой ПВО, а сверхзвуковая скорость значительно сокращает время пребывания самолета в опасной зоне. Отработка высотного бомбометания на сверхзвуковых скоростях повышает возможности F-22 как ударной машины.
Данный прием, отвергнутый после появления в 60-е годы высокоскоростных зенитных ракет средней дальности, стало возможным использовать благодаря малозаметности F-22, который может совершать полет на больших высотах, оставаясь незаметным для большинства радаров. Кроме F-22 подобное бомбометание еще в прошлом веке могли осуществлять самолеты МиГ-25 и МиГ-31, скорость и высота полета которых практически исключает их поражение большинством современных средств ПВО.