Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
2 комментарияЛитва угрожает ремонтом
Литва угрожает России закрыть дорогу в Калининград
Между Россией и Литвой разгорается «ремонтный» скандал. Вильнюсу не нравится «слишком долгий», по его мнению, ремонт нефтепровода, по которому российская нефть поступает на литовский НПЗ Mazeikiu Nafta. В ответ Литва грозит начать ремонт на железной дороге, что существенно сократит объемы пассажирских перевозок и военного транзита из «большой» России в Калининградскую область.
Три недели назад российская Транснефть прекратила поставки нефти в Литву на нефтеперерабатывающий завод Mazeikiu Nafta из-за ремонта нефтепровода. Работы были вызваны аварией на участке Унеча – Полоцк системы «Дружба-1».
Если ремонт нефтепровода затянется, то Литва начнет ремонтные работы на важном для РФ участке железной дороги
При этом руководители Транснефти заявили, что ремонт будет продолжаться долго, а может быть и так, что поставки нефти в Литву не будут возобновлены вовсе. «Это (прекращение поставок) может случиться», - заявлял глава Транснефти Семен Вайншток. Он напомнил, что продолжительность «жизни» трубопровода, согласно промышленным нормам, - 30 лет, а «Дружбе-1» уже 42 года. «Он сделан из металлов, которые в настоящее время запрещены», - пояснил он.
В прекращении поставок нефти на Mazeikiu Nafta высокопоставленные должностные лица Литвы усмотрели «политический оттенок». Дело в том, что российские компании претендовали на покупку Mazeikiu Nafta, которая включает НПЗ, нефтетерминал «Бутинге» и литовские нефтепроводы, однако она была продана польской PKN Orlen за 1,495 млрд. долларов.
Литва предупредила Россию, что если ремонт нефтепровода, из-за которого прекращены поставки нефти на НПЗ концерна Mazeikiu Nafta, затянется, то она (Литва) начнет ремонтные работы на важном для РФ участке железной дороги, который идет в Калининградскую область, что ограничит объемы пассажирских перевозок и военного транзита.
Соответствующее распоряжение, как передает «Интерфакс», уже дал президент Литвы Валдас Адамкус. Он поддержал предложение начать ремонт железной дороги, если это необходимо для обеспечения безопасности сообщения.
«Литва приняла международные обязательства осуществлять калининградский транзит, но одновременно мы должны и обеспечивать безопасность поездов, пассажиров, следующих по территории Литвы. Если возникает необходимость в целях повышения безопасности движения выполнить ремонтные работы, не вижу в этом повода для повышения политической напряженности», - сказал глава литовского государства, комментируя складывающуюся в последнее время ситуацию в отношениях между Литвой и РФ.
Вместе с тем Адамкус отметил, что не видит изменений в литовско-российских отношениях. «Литва постарается сохранить с Россией хорошие, деловые отношения», - сказал президент Литвы.
Кстати, литовские СМИ и некоторые политики называют ремонт нефтепровода не иначе как «экономической блокадой».
О возможном ремонте железной дороги Россию уже проинформировали. В пятницу проблемы поставок нефти обсуждались на встрече секретаря МИД Литвы Альбинаса Янушки и временного поверенного посольства России в Литве Дмитрия Цветкова.
- Литве перекрыли трубу
- Mazeikiu Nafta освободили из-под ареста
- Экспроприация Mazeikiu Nafta
- Mazeikiu Nafta оставят для Роснефти
- Торг за собственность Литвы
- Алекперов уговаривает Литву
«Во время встречи было отмечено, что Литва пристально наблюдает за ситуацией с поставками нефти на Mazeikiu Nafta и надеется, что так называемый ремонт нефтепровода вскоре закончится. Однако независимо от функционирования нефтепровода предприятие будет по-прежнему готово принимать нефть морем», - сообщил агентству BNS источник, близкий к переговорам.
Официальных комментариев российские дипломаты пока не давали.
Литва - единственная страна Евросоюза, через которую осуществляется транзит из третьей страны (не члена ЕС) в третью. Согласно договоренности на саммите «ЕС – Россия» в ноябре 2002 года, россияне, следующие в Литву, должны получать визы, а следующие в/из Калининградской области транзитом через республику - упрощенный дорожный документ.