Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
4 июня 2006, 18:30 • Политика

Итоги недели: причины отставки Устинова

Итоги недели: причины отставки Устинова
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Сергей Ильин

Большинство важных событий минувшей недели были связаны не с внутренней политической ситуацией в России, а, скорее, с политикой международной. Американский министр обороны Рамсфелд причислил нашу страну к «оси зла», а в Крыму в это же время десантировались резервисты-морпехи из США. В российско-грузинских отношениях произошел новый виток эскалации. А в России в это время горячо обсуждали сообщение об отставке генпрокурора Устинова.

Главным событием недели (чтобы не сказать сенсацией) стала внезапная отставка Владимира Устинова с поста генерального прокурора. Казалось бы, еще вчера всесильный прокурор грозил громкими отставками и арестами на самых верхах – но в результате сам был вынужден покинуть свой пост.

Пост сдал

Представители деловой элиты страны смотрят в будущее с острожным оптимизмом, полагая, что уход Устинова знаменует собой новый этап

Причины отставки по-прежнему не ясны. Наиболее наивные люди полагают, что смелый борец с коррупцией «пострадал за правду», но эта версия выглядит наименее вероятной. Люди более осведомленные и циничные говорят об очередном раунде борьбы между «башнями Кремля». По их мнению, уход Устинова свидетельствует о крупном аппаратном поражении «питерских силовиков», неформальный лидер которых Игорь Сечин приходится отставному генпрокурору свойственником. Так или иначе, но практически все эксперты сходятся в том, что без работы Владимир Васильевич не останется.

Любопытна реакция на отставку со стороны российского бизнес-сообщества. Как ни странно, особой радости предприниматели не выказывают, притом что именно в их сторону был направлен главный вектор деятельности экс-генпрокурора. То есть бизнес-сообщество признается, что Устинов был человеком жестким и при этом не вполне сознавал, как должен выстраиваться диалог власти (в том числе и правоохранителей) и бизнеса, и с его отставкой могут произойти какие-то перемены к лучшему. С другой стороны, слышатся и опасения потерять тот «капитал сотрудничества», который был заработан за долгие годы работы Устинова. В целом же представители деловой элиты страны смотрят в будущее с острожным оптимизмом, полагая, что уход Устинова знаменует собой новый этап в процессе выстраивания отношений между бизнесом и государством.

Десант «оси добра»

Дональд Рамсфелд
Дональд Рамсфелд
Если в Москве отмечали уход из большой политики игрока, славящегося своей жесткой позицией, то с берегов Потомака, напротив, слышались заявления вполне жесткие. Следом за вице-президентом США Диком Чейни на Россию обрушился американский министр обороны Дональд Рамсфелд. Раздражение главы Пентагона вызвало сотрудничество Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), неформальными лидерами которой являются Россия и Китай, с Ираном. Рамсфелд назвал Иран главным террористическим государством и приравнял РФ и КНР к Северной Корее, фактически включив две ведущие супердержавы Евразии в пресловутую «ось зла».

Аккурат в эти же дни миру была явлена и «ось добра», которая, впрочем, явно не вызвала энтузиазма у тех, кому она была продемонстрирована. Появление в Феодосийском порту американского военно-транспортного корабля Advantage вызвало волну выступлений местных жителей, особенно когда выяснилось, что в состав пришедшего груза входит не только стрелковое оружие (хотя изначально украинские власти отрицали и это), но также взрывчатые и даже боевые отравляющие вещества. Акции протеста прошли и в Алуште, в результате чего расквартированные там резервисты корпуса морской пехоты США, прибывшие на учения, под покровом ночи были вывезены в тщательно скрываемом направлении (судя по всему, назад в Феодосию).

Почему «американский десант» был произведен именно в Крыму, где традиционно сильны пророссийские и антинатовские настроения, не вполне понятно, но можно предположить, что акции хотели придать максимально демонстративный характер. Похоже, однако, что демонстрация провалилась; власти ряда населенных пунктов Крыма объявили свои города «территорией без НАТО».

На южных рубежах: напряжение возрастает

Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты
Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты
Похоже, что не кончится добром и демонстративное поведение официального Тбилиси, продолжившего на неделе череду недружественных заявлений в адрес России и Южной Осетии. Вскоре после угрозы сбивать российские самолеты Министерство обороны Грузии назвало наших миротворцев в Осетии «уголовными преступниками», а министр по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава даже пригрозил (заметим, не в первый раз) поставить вопрос о целесообразности пребывания российских миротворцев «на грузинской территории».

Последовавшая за этим реакция Москвы оказалась беспрецедентно жесткой: официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин указал, что территория Южной Осетии в настоящее время неподконтрольна Тбилиси, после чего сделал недвусмысленный намек: «Самоопределение является не менее признаваемым в мире принципом, чем территориальная целостность» – и подчеркнул, что «Россия с уважением относится к принципу территориальной целостности (Грузии), но пока эта целостность – скорее возможное состояние, чем наличная политико-правовая реальность».

Параллельно президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что в ближайшее время собирается подать в Конституционный суд РФ документы, свидетельствующие о том, что Южная Осетия никогда не выходила из состава России. С аналогичным по тональности заявлением выступил и президент Абхазии Сергей Багапш.

Реакция Грузии (в лице все того же госминистра Хаиндравы) оказалась исключительно нервной. Особенно болезненно в Тбилиси отреагировали на рассуждения Камынина о территориальной целостности и принципе самоопределения. По словам Хаиндравы, «это ставит под вопрос территориальную целостность Грузии». Впрочем, нельзя не признать, что главная угроза этой целостности исходит, судя по всему, не из Москвы, а из самого Тбилиси: неловкие и откровенно провокативные действия режима Саакашвили приводят лишь к тому, что тлеющие ранее конфликты переходят в открытый пожар.

Металл, Миттал и российский рубль

Любопытное развитие получила история со слиянием компании «Северсталь» с европейским металлургическим гигантом Arcelor. Напомним, что одна из причин, побудивших европейцев вступить в альянс с Алексеем Мордашовым, – угроза недружественного поглощения со стороны мирового лидера – фирмы Mittal Steel.

Глава конкурента Лакшми Миттал одновременно пытается блокировать сделку и делает заявления о готовности купить весь альянс. Хотя не вполне понятно, как предполагается осуществлять такое поглощение: судя по всему, капитализация консолидированных активов Arcelor – Северсталь окажется никак не ниже, чем у Mittal Steel.

Тем временем российский сенат одобрил закон, согласно которому ЦБ РФ должен разработать и установить специальное обозначение рубля в виде графического знака. В Центробанк уже поступили 130 эскизов нового знака – вплоть до достаточно экзотических.

Деловая газета ВЗГЛЯД провела опрос среди своих читателей, каким хотят видеть россияне новый символ. Наиболее распространенный ответ (59,3%) гласит, что основными достоинствами графического знака должны быть удобство и простота написания и запоминаемость. Что до подтекстов и скрытых смыслов, то в них респонденты необходимости не видят.

..............