Наталья Потемкина Наталья Потемкина Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

23 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

20 комментариев
Ван Вэнь Ван Вэнь Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

3 комментария
14 апреля 2006, 14:58 • Политика

Толерантность надо воспитывать

Тишков: Толерантность надо воспитывать

Толерантность надо воспитывать
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Николай Зиборов

В четверг в рамках проекта «Медиакратия» состоялась конференция директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН Валерия Тишкова. Тема конференции была сформулирована следующим образом: «Социальное развитие российского общества. Неонацизм и современный антифашизм». Председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам толерантности и свободы совести отвечал на вопросы представителей различных СМИ.

Говоря о возможных решениях обострившейся в последнее время проблемы расизма и экстремизма, Тишков выделил три стратегии, по которым государство должно вести борьбу с экстремизмом. «Первая – правовое преследование и наказание; государство и общество заставляют нарушивших закон исправиться. Вторая – образование и информация; через них показать вред, несостоятельность и глупость взглядов, представлений, символов, ибо образованный и информированный человек меньше склонен к экстремизму. Хотя и это не гарантирует толерантность. Третья стратегия – это отказ в публичности, то есть не нужно пропагандировать, а тем более прославлять, тиражировать, распространять все эти движения, формы, людей и так далее», – сказал Тишков.

Больше должно быть передач, статей, которые говорили бы и о смешанных семьях – а они составляют в России треть

Кроме того, по мнению главы Института этнологии и антропологии, очень важную роль в борьбе с нетерпимостью играет образование. «Прежде всего нужно и в школах, и в учебных дисциплинах, как, например, история, литература, и вне класса больше обращать внимание на схожесть, а не на различия… Между россиянами гораздо больше общего, чем различного, независимо от их национальности, и эту общую принадлежность к российскому народу нужно развивать в школах. У нас один народ, который представляет собой негомогенное целое, – это главная линия в воспитании общероссийского патриотизма», – подчеркнул Тишков.

По мнению Тишкова, серьезным фактором, мешающим противодействию экстремизму в России, является плохое применение законов и некомпетентность судебных властей и правоохранительных органов. Так, в России «произошел провал» с применением статьи 282 УК РФ, предусматривающей наказание за разжигание межнациональной ненависти и розни. Также «вне закона» оказывается такая важная часть жизни многих людей, как Интернет, в котором, по информации Тишкова, есть десятки сайтов, пропагандирующих идеи ненависти и нетерпимости.

Отдельного упоминания удостоилась работа правоохранительных органов и судей. «Довольно высокий уровень ксенофобских настроений распространен среди нашей милиции, отдельных представителей судейского корпуса. Присяжные очень часто отражают бытовые настроения о том, что во всем виноваты мигранты или меньшинства», – сказал Тишков. Также он посетовал на то, что корпус прокуроров, присяжных и сотрудники МВД не имеют специальной подготовки.

Много недостатков, по мнению Тишкова, есть и в работе СМИ, зачастую распространяющих отрицательные этнические стереотипы. «Больше должно быть передач, статей, которые говорили бы и о смешанных семьях – а они составляют в России треть, – и о жизни смешанных коллективов, материалов, где авторы рассказывали бы о традициях культуры различных национальностей, о той пользе, которую приносит миграция для укрепления экономики и развития нашей страны… На каждые 100 передач о рисках миграции приходится одна о пользе», – жалуется Тишков.

Особенно важно, полагает Тишков, уделять достаточно внимания проблеме расизма, ксенофобии и нетерпимости. Необходимо, чтобы общество не считало акции скинхедов и представителей других экстремистских группировок, избиения мигрантов и студентов из других стран чем-то случайным.

«Не всегда правильно думать, что если у нас совершается 300 убийств в стране, то по закону статистической случайности жертвами могут оказаться иностранцы, и придавать этим случаям особую значимость неправильно. Я не думаю, что случайно оказались студенты-африканцы жертвами рядовых молодежных разборок. Все-таки степень агрессии и выбор жертвы мотивируются расовыми или ксенофобскими установками. Жертва насилия выбирается из расчета, кто лучше подходит, чтобы продемонстрировать свое превосходство, часто козлами отпущения становятся наиболее презираемые и уязвимые субъекты», – подчеркнул Тишков.

По мнению Тишкова, государство должно уделять внимание воспитанию толерантности в обществе. «Толерантность утверждается в мире и приносит больше результатов, чем нетерпимость, в пользу терпимости выступают не только международные организации, документы, законодательство, которое предусматривает равенство людей. Это реальность, и если термин «толерантность» некоторым кажется разрушительным рецептом для России, то они ошибаются», – отметил Тишков.