Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

19 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
12 апреля 2006, 06:38 • Политика

Схватка за оружейный рынок

Америка вытесняет Россию с оружейного рынка

Схватка за оружейный рынок
@ antwerpen.be

Tекст: Геннадий Нечаев

В этом месяце командование ВВС Индии официально объявит тендер на приобретение 126 истребителей для модернизации парка своих ВВС, заявил в Нью-Дели представитель командования индийских военно-воздушных сил. Участие американских фирм очень беспокоит российских оборонщиков.

В индийском тендере будут представлены российские МиГ-29СМТ и МиГ-35, американские F-16, F-18E/F Super Hornet, а также шведские JAS-39 Gripen. Франция, которая в феврале этого года сняла с конкурса Mirage-2000-5, предложила вместо него истребитель Rafale. Кроме того, среди претендентов появился перспективный европейский истребитель Typhoone.

Индийский плацдарм

Американские оружейники намерены занять прочный плацдарм на индийском оружейном рынке

Одновременно представитель ВВС опроверг сведения о планах индийского правительства увеличить объем планируемых закупок истребителей. По его словам, Индия не будет выходить за рамки закупки 126 машин. Стоимость контракта на приобретение новых самолетов для модернизации индийских ВВС может составить 10-12 млрд. долларов в течение ближайших пяти лет, причем половину из этих средств планируется выделить на закупку новых истребителей в рамках тендера.

До недавнего времени фаворитом тендера являлась российская сторона, однако в последнее время в СМИ появились сообщения о том, что вопрос о покупке партии американских машин – дело решенное. Впрочем, ряд комментаторов оптимизма американцев не разделяют, предпочитая говорить о широкомасштабной корпоративной PR-кампании американских оружейных концернов: ведь никаких официальных заявлений Дели по этому вопросу пока не последовало. Тем не менее у российских производителей появился опасный конкурент с серьезными амбициями. «Это очень привлекательный рынок по любым параметрам», – заявил Рик Киркланд, один из топ-менеджеров крупнейшей американской корпорации Lockheed Martin Corp. в интервью агентству Reuters, комментируя количественный и качественный рост индийских вооруженных сил. Американские оружейники намерены «занять прочный плацдарм на индийском оружейном рынке», – утверждает Алан Тонелсон из американского Совета бизнеса и промышленности, одной из самых авторитетных организаций, близких к правительству США. Таким образом, американцы серьезно надеются вытеснить Россию с рынка, на котором она доминировала на протяжении последних десятилетий.

Россия не была монополистом

МиГ-29
МиГ-29
Впрочем, монополии России на этом рынке Индия не допускала. Как и большинство стран мира, Индия не хотела целиком и полностью зависеть только от одной страны в таком важном вопросе, как оборона. Поэтому, наряду с российскими и советскими образцами вооружений, у индийской армии всегда имелись и собственные образцы вооружений, и продукция третьих стран. Так, вместе с истребителями-бомбардировщиками МиГ-27, лицензионное производство которых было развернуто на авиазаводах страны, ее ВВС располагали аналогичными англо-французскими самолетами Sepecat Jaguar. Кроме МиГ-29, в качестве фронтовых истребителей Дели закупил во Франции некоторое количество самолетов Mirage-2000. Именно парк истребителей тактического (фронтового по нашей классификации) звена и собирается обновить Дели. И здесь у российского авиапрома есть серьезные конкуренты. Впрочем, не только у российского. Французы вынуждены были снять с конкурса обновленную версию своего «Миража» – как ни крути, машина, представляющая собой последовательное развитие самолета, впервые поднявшегося в воздух еще в 1953 (!) году, морально устарела. Предложенный на замену Rafale не блещет высокой надежностью. Европейский «Тайфун» не блещет летными характеристиками, а со шведской техникой («Грипен») индийские пилоты пока дела не имели, да и потенциал самолета при действиях по наземным целям (необходимое качество для самолета фронтового звена) ставится под сомнение. Между тем речь о полном переходе на американские самолеты не идет. Совместные с ВВС США учения, проведенные в 2004 году, показали полное превосходство истребителей типа Су-30МКИ над американскими F-15. Индии нужен истребитель более легкого класса.

Лошадей на переправе меняют?

МиГ-27
МиГ-27
Таким образом, конкурентов остается четыре: два российских МиГа, представляющих собой дальнейшее развитие хорошо знакомых индусам МиГ-29, и два «американца» – F-16 последних серий и F-18F/E Super Hornet. На стороне российских машин их цена (как правило, на 2-5 млн. долларов ниже, чем у конкурентов) и относительная легкость перехода летного и наземного состава на новые машины с МиГ-29. Однако для индийских заказчиков в последнее время большое значение приобретают сроки исполнения заказов. Но ни МиГ-29СМТ, ни МиГ-35 серийно не производятся и (кроме небольшого количества МиГ-29СМТ) на вооружение страны-производителя не поступают. Между тем новое поколение тактических истребителей F-16 давно освоено в серийном производстве и поставляется не только USAF, но и еще более чем десятку стран. То же можно сказать и о F-18E/F. Это уже не тот самолет, что поступил на вооружение в конце 70-х годов. «Супершершень» переработан более чем наполовину, можно сказать, что это практически новый самолет, напоминающий предшественника только внешним обликом. Кроме того, на стороне американских машин традиционно более высокая дальность полета, что весьма важно, учитывая ограниченный парк самолетов-заправщиков Ил-78 в составе индийских ВВС. При этом Дели спешит – соседний Пакистан форсирует программу совместного с Китаем фронтового истребителя FJ-17 Thunder. Программа отстает, но, как полагают эксперты, первую партию самолетов китайской сборки Исламабад может получить в конце нынешнего – начале 2007 года, а собственное производство истребителя может начаться уже в 2008 году. По крайней мере партия российских двигателей РД-93 для этих самолетов уже закуплена.

Ил уступает «Ориону»

Orion P-3
Orion P-3
Если вопрос о приобретении истребителей остается пока открытым, по некоторым позициям Россия, увы, проигрывает заокеанским конкурентам. Прежде всего, индийские ВМФ хотят получить новый морской патрульный и противолодочный самолет дальнего действия. Сейчас индусы используют в этой роли Ил-38М советского производства. Однако еще при рождении эта машина имела ограниченные характеристики – планировалось, что Ил-38 уступит место более совершенному Ту-142. Однако Ту-142, созданный на базе межконтинентального стратегического бомбардировщика Ту-95 с развалом Союза оказался России не по карману. По тем же причинам остался в единственном экземпляре уникальный летающий крейсер Бериев А-40 «Альбатрос».

Несколько машин этого типа «Ту», отданных в лизинг в середине 80-х годов, индийские военные оценили невысоко, прежде всего из-за ограниченных возможностей бортовой электроники, и вскоре вернули Москве. Теперь США предлагают в качестве альтернативы хорошо известный самолет такого класса Lockheed P-3 Orion. Как считает Рик Киркланд, цена шести таких самолетов вместе с вооружением может составить до 700 млн. долларов в зависимости от комплектации. По его словам, предварительные переговоры о продаже «Орионов» начнутся уже на этой неделе. Не нравятся индусам и наши самолеты дальнего обнаружения и наведения А-50 (3 штуки, проданы в 2002-2004 годах), даже несмотря на установленную на них израильскую электронику.

«Ядерная сделка Буша с Индией открыла много дверей», – цитирует Reuters одного из высших руководителей корпорации Northrop Grumman, который так прокомментировал сообщение о том, что его корпорация ведет переговоры о продаже Дели современных боевых кораблей прибрежного действия. Однако Лорен Томпсон, ведущий военный аналитик Лексингтонского института штата Вирджиния, не столь оптимистичен. «Конечно, военные контракты с Индией важны для оборонной промышленности США.

Но следует помнить, что страна пока оперирует довольно скудным военным бюджетом и много американского оружия купить не сможет». Предостерегает от излишней поспешности и высокопоставленный представитель Госдепартамента Джон Хиллен, который в прошлом месяце сравнил признание ядерного статуса Индии Дж. Бушем с аналогичным признанием КНР в 70-х годах прошлого века. Но, по мнению Хиллена, «сначала необходимо проделать большую работу по упрощению лицензирования экспортных продаж техники и технологии, чувствительной для безопасности США, и техники двойного назначения. Иначе американские фирмы могут понести большие потери по крупным индийским контрактам».

..............