Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияРегулятор энергорынков
Россия становится регулятором мирового энергорынка
Рекордные цены на нефть то и дело подхлестывают дискуссию об энергетической безопасности в мире. На недавнем семинаре по проблемам безопасности вопрос о роли России оказался поставлен ребром. «Россия может обеспечить стабилизацию мирового рынка энергоносителей», – объявил участник семинара депутат Кокошин, заверивший, что причина – отнюдь не в нефтяных запасах страны.
По итогам организованного Институтом проблем международной безопасности РАН и факультетом мировой политики МГУ семинара газета ВЗГЛЯД пообщалась с одним из ключевых докладчиков – думским депутатом и бывшим секретарем Совета безопасности России Андреем Кокошиным.
Россия как ключевой игрок
Россия налаживает все более тесное сотрудничество с ОПЕК и входит в качестве наблюдателя в Организацию исламских государств
На семинаре г-н Кокошин озвучил идею о ключевой роли России в процессе регулирования энергорынка. Мысль не нова, учитывая, что, по разным оценкам, на долю стран бывшего Союза приходится более 6% мировых запасов нефти и около 40% доказанных запасов газа. Однако бывший секретарь Совбеза считает, что причина российского положения – не в запасах.
«Возможности России в вопросе стабилизации мирового рынка энергоносителей определяются не только ее огромным ресурсным потенциалом углеводородов и географическим положением, – уверен г-н Кокошин. – Возможности России – в ее политике, которая проводится в последние годы на мировой арене». По словам парламентария, особенное положение нашей страны связано с одновременным членством в G-8 (то есть связи с западным миром) и «глубокими отношениями реального стратегического партнерства с двумя азиатскими гигантами – КНР и Индией» (а значит, с Востоком).
«Кроме того, Россия налаживает все более тесное сотрудничество с ОПЕК и входит в качестве наблюдателя в Организацию исламских государств*, – напомнил газете ВЗГЛЯД Андрей Кокошин, заверив: – Россия способна действительно быть главным действующим лицом в обеспечении баланса интересов между нетто-экспортерами и нетто-импортерами углеводородов».
Логика бывшего секретаря Совбеза проста и понятна. В обеспечении баланса интересов нуждаются взаимоотношения и старых соперников в сфере энергоресурсов, и новых центров силы – США, ЕС, Японии и Китая, Индии. Здесь как раз Россия и должна себя проявить.
«Исключительно важным направлением политики России должна стать линия на диверсификацию поставок углеводородов «по всем азимутам», – считает депутат, намекая на скорые поставки на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона со строящихся нефте- и газопроводов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и нефтепровода с терминалом в районе Мурманска.
«В последние год-два четко обозначилась тенденция в отходе России от исключительной ориентации в экспорте углеводородов на Европу. Однако Россия в обозримой перспективе, бесспорно, сохранит роль значительного и надежного поставщика природного газа и нефти в страны Европы», – убежден он.
Политические риски
Депутат Андрей Кокошин (фото: ИТАР-ТАСС) |
Как считает депутат, сейчас выделились определенные тенденции – отставание темпов открытия новых месторождений от роста потребления углеводородов, нестабильность мировых цен на нефть при их общем высоком уровне, медленное развитие альтернативных источников энергии и ряд других. На их фоне российским политикам стоит обратить отдельное внимание на политические риски, которые способны нарушить добычу или транспортировку нефти и газа.
К примеру, вопрос политической нестабильности, выливающейся в беспорядки и войны. А кроме того, по заверениям г-на Кокошина, «все большую озабоченность» должны вызывать у дипломатов проблемы Ормузского пролива, Босфора и Дарданелл, Малаккского пролива. Впрочем, значительно более опасным для мировой экономики Андрей Кокошин называет положение, при котором могут возникнуть одновременно две разные кризисные ситуации, имеющие отношение к мировой энергетике.
- Водородное топливо для авто
- Влияние на континенте
- Жажда российской нефти
- США откажутся от нефти
- Солнце вместо нефти
- Где искать замену нефти
Причем, по мнению депутата, «система управления рисками, которая предотвратила бы международные кризисные ситуации в сфере мировой энергетики, явно неадекватна новым реальностям, которые четко обозначились в последние годы».
И при всей значимости «Большой восьмерки» одна она не способна решить проблемы обеспечения международной энергетической безопасности, считает Андрей Афанасьевич, ненавязчиво обращая внимание уже мирового сообщества на значение Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ведущую роль в которой играет именно Россия.
«Большой потенциал по обеспечению международной энергетической безопасности имеется и у ЕврАзЭС, куда недавно вошел Узбекистан. Это касается как вопросов, связанных с использованием углеводородного сырья, так и с развитием атомной энергетики, о сотрудничестве в области которой недавно на саммите ЕврАзЭС предметно говорил президент России Владимир Путин», – уверен бывший секретарь Совбеза России.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ