Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
28 ноября 2006, 22:05 • Политика

От идеи к доктрине

Термин "суверенная демократия" признали на Западе

От идеи к доктрине
@ Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Tекст: Ирина Романчева

За прошедшие полгода понятие «суверенная демократия» прошло путь от идеи до действующей доктрины. Эта доктрина объединила российские элиты и получила признание на Западе. Взяв курс на суверенную демократию, российское руководство фактически провозгласило лозунг дальнейшей демократизации страны. Заниматься укреплением отечественных демократических институтов придется, видимо, «Единой России», которая сделала понятие «суверенная демократия» краеугольным камнем своей новой партийной программы.

Во вторник в здании ЦИК «Единой России» прошел круглый стол на тему «Суверенная демократия: от идеи к доктрине». Поводом для встречи политиков и политологов послужила опубликованная недавно в журнале «Эксперт» статья замглавы президентской администрации Владислава Суркова «Национализация будущего». Обсуждать актуальный вопрос эксперты решили в максимально демократичной обстановке. И хотя галстука никто из них не снял, заседание вместе с овальным столом перенесли со сцены в зал.

Партийное правительство

Суверенная демократия стала ответом на многие вопросы, которые в последнее время ставило перед собой общество

На фоне вертикальной растяжки с начертанным на ней заглавием труда Владислава Суркова член высшего совета «Единой России» Олег Морозов заявил, что тезис о суверенной демократии «рожден политической практикой, а не теоретическими изысканиями экспертов».

Партиец напомнил, что его коллеги первыми отреагировали на появление этого понятия в российском лексиконе и даже сделали его краеугольным камнем будущей программы, которую презентуют 2 декабря на съезде в Екатеринбурге. «Самое важное, что в нашем программном документе мы дали основополагающее определение, как мы понимаем суверенную демократию в России», - отметил Морозов. После чего передал слово члену Общественной палаты Алексею Чадаеву.

Чадаев сразу обратил внимание коллег на то, что, в отличие от единороссов, менее сознательная публика предпочитает не осмысливать тезис о суверенной демократии, а спорить о том, насколько эта модель в принципе демократична. По мнению Алексея Чадаева, такие рассуждения в принципе не корректны. Потому что, «подхватив знамя суверенной демократии», Россия таким образом провозгласила курс на дальнейшую демократизацию страны. «То есть демократическим институтам, которые существуют в нашем обществе, будет дано больше власти, полномочий», - уверен Алексей Чадаев.

Единственно, что его смущает в данном случае, – это роль, которая отводится парламенту. По словам члена ОП, законотворчеством сейчас занимаются не представители законодательной власти – депутаты, а орган исполнительной власти – правительство. Такая практика, считает он, сохранилась с 1993 года, когда в Госдуме прочное лидерство держали коммунисты. Сейчас, подчеркнул Чадаев, необходимость в подобном разделении труда отпала: парламентское большинство принадлежит вполне вменяемой и пропрезидентской «Единой России». «Необходимо вернуть практику законодательного процесса в парламент», – считает член Общественной палаты.

Естественно, первый вице-спикер Морозов с тезисом Чадаева не согласился. По его словам, созданием законов занимаются не министры или депутаты, а целая группа специалистов по каждой конкретной теме. Содержать институты, в недрах которых рождаются документы, Госдума не может. А правительству это вполне по средствам.

Другое дело, что, по мнению Морозова, после изменения выборного законодательства, которое узаконило соревнование не персон, а партий, должна произойти «партизация правительства». «Если мы переходим к пропорциональной системе, то у выигравшей выборы партии должен быть механизм реализации тех программных принципов, который она формулирует. Если мы с правительством в одной политической лодке, то сможем это делать», - отметил Олег Морозов.

Народ – за суверенную Россию

Замглавы Администрации президента Владислав Сурков
Замглавы Администрации президента Владислав Сурков

Возвращаясь к тезису суверенной демократии, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов подчеркнул, что «суверенная демократия превратилась в действующую доктрину», которая сплотила российскую политическую элиту и получила признание на Западе. При этом суверенная демократия, по мнению политолога, является антиподом управляемой демократии.

Выслушав политолога, Олег Морозов также подчеркнул своевременность появления доктрины суверенной демократии. По его словам, она стала ответом на многие вопросы, которые в последнее время перед собой ставило общество. Тезис члена высшего совета «Единой России» подтвердил и президент Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров. Рассуждая о статье Владислава Суркова, он отметил: «Своевременность материала для меня очевидна».

По его мнению, демократия на сегодняшний день является наиболее эффективным способом государственного устройства. Но в умах сограждан идея демократии, по наблюдениям социолога, «подзатерлась и потеряла часть своей магической силы».

Ссылаясь на данные весенних опросов, социолог отметил, что, по мнению россиян, из десяти основных демократических ценностей в нашей стране прижились только три: многопартийность, свобода СМИ и свободные выборы. Остальные демократические краеугольные камни, по ощущениям соотечественников, в основание нашего государства так и не легли.

Вернувшись от демократии к суверенитету, Федоров обратил внимание коллег на то, что эта ценность понятна только элите. «Для массовых ожиданий он сложен, малопонятен и не легитимен», - утверждает социолог.

«На уровне обыденного представления о нашем настоящем и будущем большинство граждан выступают за сильную, суверенную, независимую, конкурентоспособную и эффективную Россию, - высказал свою точку зрения корреспонденту газеты ВЗГЛЯД член высшего совета «Единой России» Олег Морозов. - А это описывается таким сухим и не всегда понятным для многих термином «суверенитет».

..............