Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
23 октября 2006, 18:16 • Политика

Меняем суверенитет на мировое лидерство

Меняем суверенитет на мировое лидерство
@ Эвелина Гигуль\ВЗГЛЯД

Tекст: Ирина Романчева

В борьбе за суверенную демократию России придется активно вмешиваться в дела других стран. Только смело входя в политику государств-партнеров, можно рассчитывать на заключение мощных политических и экономических союзов, которые сделают нашу державу сильнее. Кроме того, России надо научиться эффективно «обменивать суверенитет на участие в глобальных процессах». А от термина «суверенная демократия» перейти к более развернутому и многообещающему понятию «суверенная демократия развития».

В Москве завершился IV Всероссийский конгресс политологов «Демократия, безопасность и эффективное управление: новые вызовы для политической науки». В ходе форума, который продлился три дня, участники мероприятия успели обсудить не только внутренние дела нашей страны, но и общемировую ситуацию, а также положение дел в СНГ. Однако, по мнению одного из основных докладчиков конгресса члена Общественной палаты, директора Института политических исследований Сергея Маркова, главному вопросу – концепции суверенной демократии, которая в России стала предметом жесточайшей дискуссии, – его коллеги уделили слишком мало внимания. Политолог согласился восполнить этот пробел в беседе с газетой ВЗГЛЯД.

Суверенной демократией по революциям и дефолтам

Предложенная российской властью концепция суверенной демократии предполагает переход страны от тоталитаризма к демократии без передачи рычагов управления государством

Как рассказал Марков, теория суверенной демократии стала попыткой концептуального ответа на вызовы цветных революций и демократии 90-х годов. По словам политолога, рефреном недавно прокатившихся по бывшим советским республикам оранжевых бунтов звучал весьма достойный лозунг перехода от тоталитаризма к демократии. Однако, помимо достижения активно выставляемой напоказ благородной цели, цветные восстания приводят еще и к незаметному для случайных глаз эффекту. «Цветная революция является политической технологией обеспечения внешнего управления страной», – пояснил Сергей Марков.

В свою очередь предложенная российской властью концепция суверенной демократии предполагает переход страны от тоталитаризма к демократии без передачи рычагов управления государством от отечественных лидеров зарубежным.

Что касается демократии 90-х годов, политический и экономический беспредел, который творился в это время в России, по мнению Маркова, дискредитировал само понятие «демократия» в глазах соотечественников. Поэтому нынешняя «сменщица» переходного периода 90-х должна показать россиянам, что такое демократия на самом деле.«Происходит попытка переосмыслить демократию сегодня. Доказать, что суверенная является настоящей и она будет хорошей», – считает директор Института политических исследований.

По мнению политолога, концепция суверенной демократии зиждется на четырех основных постулатах. Используя данное словосочетание для описания современного политического режима, российские власти в первую очередь подчеркивают, что наша страна принимает общие демократические ценности. Однако переход к демократии будет осуществляться без внешнего управления. Более того, российские демократические институты выстроят с учетом особенностей социокультурного и историко-политического опыта страны. При этом оценивать, какие вещи считать демократичными, а какие нет, станут не другие, а мы сами.

И другим странам тоже

Президент РФ Владимир Путин
Президент РФ Владимир Путин
Сейчас вокруг этой концепции разворачивается ожесточенная дискуссия. Как объяснил Сергей Марков, сторонниками суверенной демократии являются в основном эксперты, поддерживающие политику президента Путина. Противники же данной теории разделились на несколько лагерей. Кто-то считает термин «суверенная демократия» тавтологией. Резоны понятны: демократия – власть народа, причем живущего в той стране, где он властвует. Посему, по представлениям апологетов этой теории, истинная демократия является суверенной. А любые «приложения» к собственно демократии ее только ограничивают.

Другая группа аналитиков смотрит на вещи исключительно с юридической точки зрения. По их мнению, раз в конституции есть слова о суверенитете и демократии, значит в России уже существует суверенная демократия. А отдельно вводить данный термин и прописывать какие-то концепции – только попусту тратить время и силы. Третья часть противников суверенной демократии уверена, что это понятие служит прикрытием тоталитаризма. В их понимании демократия может быть только одного вида – либеральной.

Развернувшиеся споры неудивительны. По словам Сергея Маркова, термин «суверенная демократия» пришел из политики в науку, а не наоборот. Поэтому основательно его осмыслить и внятно ответить на возникающие вопросы эксперты не успели. Так что сейчас, по мнению политолога, наиболее важным является концептуализация, инструментализация и универсализация новой теории.

Концептуализация теории суверенной демократии подразумевает четкое, системное прописывание самого термина, определение его связей с другими понятиями, стоящими в том же типологическом ряду, – например с термином «либеральная демократия». В итоге, по словам Маркова, должна получиться внутренне непротиворечивая теория.

В рамках инструментализации необходимо определить, какая политика России вытекает из концепции суверенной демократии. «Должно быть ясно, в чем состоят наши интересы и цели», – поясняет политолог.

Универсализация суверенной демократии означает, что она должна быть применима и к другим странам. Россия должна создать такую теорию, которую было бы не стыдно предложить миру.

Меняем суверенитет на мировое лидерство

Кроме того, по мнению директора Института политических исследований, нам необходимо четко определиться в соотношении между суверенной демократией и глобализацией. «Концепция суверенной демократии не должна нас запереть от процесса глобализации», – уверен Марков.

По его словам, России не нужен максимальный уровень суверенитета, такой как в Северной Корее. Нашей стране нужно научиться эффективно обменивать собственный суверенитет на участие в глобальных процессах. Так, как это делают американцы. «США отдают очень мало своего суверенитета, но получают за это огромный прибыток участия в глобальных процессах. Япония, наоборот, отдает огромную часть своего суверенитета, но ее роль в глобальных процессах остается очень небольшой», – рассказал политолог.

Поэтому параллельно с прописыванием теории суверенной демократии нам необходимо создать концепцию управления обменом суверенитета на глобальную роль.

Не менее важно, по словам Сергея Маркова, ограничить ограничения демократии. Иначе мы опять-таки скатимся к уровню Северной Кореи. И здесь, считает политолог, ключевое значение приобретает термин «развитие». «Страна нуждается в развитии, чтобы отвечать чаяниям населения», – говорит директор Института политических исследований. Поэтому конечный термин, по его мнению, должен звучать так: «суверенная демократия развития».

Политолог пояснил, что многие эксперты видят в суверенной демократии лишь защиту от «оранжевой болезни», реакцию на «цветную угрозу». «Это тупиковый путь. Она должна быть не обороной, а наступлением.

Суверенитет – не минимум вмешательства других в наши дела, а максимум определения собственной судьбы», – убежден Сергей Марков. Более того, по его словам, сегодня любому государству, для того чтобы сохранить собственный суверенитет, приходится активно вмешиваться в суверенитет других стран.

Поэтому Россия должна вести гиперактивную внешнюю политику. В том числе заключать мощные политические союзы с зарубежными державами и развиваться в рамках большой зоны свободной торговли. А это возможно лишь в том случае, если у власти в государствах-партнерах находятся лояльные России силы.

Таким образом, резюмирует Марков, современная внешняя политика подразумевает не только деятельность международных организаций, но и смелое вхождение в политику других стран. При этом главный фронт борьбы нашей страны за суверенитет должен пролегать в СНГ.

..............