Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевСуд на все случаи жизни
Президент Молдавии Владимир Воронин публично возмутился ростом количества обращений молдаван в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Суд уже 17 раз признал неправоту властей Молдавии перед своими гражданами, а к рассмотрению готовится еще 217 исков. Тем временем в странах Прибалтики ЕСПЧ стал чуть ли не последней надеждой для русскоязычного меньшинства. В то время как в самой России обращение в Страсбург остается пока всего лишь хорошим тоном.
Между тем из 6 тысяч жалоб россиян, ежегодно поступающих в Европейский суд, к рассмотрению принимается приблизительно одна из тысячи. Но, пожалуй, самым крупным российским делом для Европейского суда за последние несколько лет станет дело Михаила Ходорковского.
Молдавские инициативы
Когда в Европейское сообщество влились Литва, Эстония и Латвия, у русскоязычных «неграждан», чьи права ущемлялись десяток лет, появилась надежда
Возможно, такое раздражение Владимира Воронина вызывает официальная статистика, представленная пресс-службой президента Молдавии: ЕСПЧ уже 17 раз признал неправоту республиканских властей перед своими гражданами, а к рассмотрению готовится еще 217 исков. По словам первого лица республики, в Молдавии плохо работает правительство и Высшая судебная палата по сокращению числа истцов, и количество поданных исков обусловлено именно этим, а не повышенным доверием граждан к международной судебной структуре.
Воронин потребовал от парламента и правительства республики разработать комплекс мер, которые позволят улучшить ситуацию с соблюдением прав молдаван в их собственном государстве. Президент отметил, что во всех 17 случаях Европейский суд наказывает Молдавию преимущественно за несвоевременное исполнение судебных постановлений.
Теперь президент намерен вычитать часть материального ущерба, который несет государство по велению международных судей, с непосредственных виновников – то есть с судей, чья недобросовестная работа приводит к столь плачевному результату. «До тех пор, пока мы не создадим систему защиты прав граждан, демократия в Молдавии будет компрометироваться», - заявил Воронин.
Страсбургский суд привнес много нового и в жизнь государств, которые присоединились к ЕС в недавнем прошлом. В 2004 году, когда в Европейское сообщество влились Литва, Эстония и Латвия, у русскоязычных «неграждан», чьи права ущемлялись на территориях этих государств уже более десяти лет, появилась надежда.
Спасение утопающих на Балтике
Сергей Мирошниченко держит в руках решение суда, по которому он получил право постоянно проживать в Эстонии (фото ИТАР-ТАСС) |
Яркий пример – дело пенсионера и офицера в отставке Сергея Мирошниченко, которому власти Эстонии отказались выдавать вид на жительство в соответствии с законом «Об иностранцах» от 1993 года. Мирошниченко в одночасье потерял социальные гарантии и право голоса. Правда, в 1995 году он подал ходатайство о предоставлении вида на жительство, но ему было отказано, как «командиру оккупационной армии». Более того, год спустя директор департамента гражданства и миграции Энее Ребане впрямую заявила бывшему офицеру: « Вы никогда не получите в Эстонской республике даже временный вид на жительство».
Тем не менее, Мирошниченко не сдался и уже в 2004 году добился признания своей правоты в Таллиннском административном суде, после чего последовало несколько кассаций со стороны властей. Однако обвинения нового члена ЕС в нарушении Международного пакта о гражданских и политических правах и статьи № 14 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека сделали свое дело, и 8 февраля 2005 года государственный суд Эстонии признал правоту Мирошниченко.
Юристы считают, что этот процесс – прецедент для борьбы за права 7 тысяч бывших советских военных, проживающих на территории Эстонии. Теперь они собираются подавать иск в ЕСПЧ для изменения дискриминационных положений закона «Об иностранцах».
В 2002 году Европейский суд осудил за дискриминацию русскоязычной латышки Ингриды Подколзиной власти Латвии: избирательная комиссия отказалась зарегистрировать ее на предстоящие парламентские выборы, несмотря на наличие сертификата о знании латышского языка. Суд Страсбурга счел, что Латвия нарушает статью №3 Первого протокола Европейской конвенции прав человека «О праве на свободные выборы» и присудил выплатить истице 7500 евро за моральный ущерб.
Таким образом, в то время как Россия еще не научилась достойно защищать русскоязычное меньшинство в бывших союзных республиках, по-настоящему серьезной защитой этих людей остается Европейский суд.
Страсбург – не панацея
Здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге |
Россия вступила в Совет Европы в 1994 году, и, соответственно, приняла правила Европейской конвенции о правах человека. Граждане России не сразу оценили преимущество обращений в международную судейскую инстанцию.
Сначала прошла буря исков к действиям федеральных сил в Чечне, потом на некоторое время число подающих иски сократилось примерно до 2 тысяч человек в год. Однако в 2002 году ЕСПЧ вынес два знаковых решения в пользу чернобыльского пенсионера Анатолия Бурдова и бывшего заключенного из Магадана Валерия Калашникова, и Страсбург определенно вошел в моду.
Только за январь 2003-го к рассмотрению было принято 12 жалоб, из них 6 – из Чечни. Среди крупных адвокатов это стало своеобразным хорошим тоном – если ты отвергнут российской Фемидой, то непременно обращайся в Страсбург, где обязательно восстановят справедливость. Между тем обращение в ЕСПЧ – не панацея. Из 6 тысяч жалоб россиян, ежегодно поступающих в Европейский суд, к рассмотрению принимается приблизительно одна из тысячи. Российский омбудсмен Владимир Лукин отметил, что в 2003 году в его адрес поступило более 30 тысяч обращений. Пожалуй, самым крупным делом, которому предстоит рассматриваться в Европейском суде за последние несколько лет, станет дело Михаила Ходорковского. Сложно сказать, какое решение примет суд и как будут действовать российские представители закона, если ЕСПЧ признает обвинения против Ходорковского несостоятельными. Однако даже если Ходорковского оправдают, он не станет первым российским олигархом, победившим государство в Евросуде – год назад пальму первенства захватил Владимир Гусинский, который отсудил у России 88 тыс. евро в качестве компенсации за арест в 2000 году.