Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевЗолушка геополитики
Открывающийся в шотландском отеле Глениглз саммит «Большой восьмерки» обойдется Британии почти в 100 млн. фунтов. В следующем году встреча «восьмерки» пройдет в Санкт-Петербурге. Смета расходов на проведение этого мероприятия наверняка перекроет все доводы в пользу участия России в этой организации. К тому же, на Западе постоянно ставят под сомнение соответствие РФ стандартам G-8.
Но западные партнеры Лондона критикует и Британию. Правда, за плохую организацию работы начавшегося форума. А вот от предстоящего саммита в Санкт-Петербурге они ожидают большего.
G-8 – организация, которой нет
«Большая восьмерка» (сокращенно G-8) объединяет восемь наиболее развитых в экономическом отношении стран, руководители которых проводят регулярные встречи на высшем уровне. В группу входят: Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония.
«Восьмерка» не имеет статуса международной организации, не основывается на каком-либо договоре и, таким образом, не располагает ни постоянным секретариатом, ни другими наднациональными органами. Председательствует страна-устроительница встречи.
Первое решение о проведении саммита было принято в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом в США, Западной Европе и Японии. По инициативе президента Франции Жискар д`Эстэна на первую встречу в ноябре 1975 года в Рамбуйе (Франция) собрались главы шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ и Италии.
В 1976 году, когда на встрече в Пуэрто-Рико приняла участие Канада, журналисты впервые употребили термин «большая семерка». В конце 70-х - начале 80-х гг. наметилась определенная эволюция в работе форумов, на повестку дня стали выноситься не только экономические проблемы, но и политические темы.
7+1
С приглашением к диалогу России совещания постепенно стали приобретать формат «восьмерки» (фото ИТАР-ТАСС) |
В 1992 году «семерка» пригласила к диалогу Россию, в результате чего совещания постепенно стали приобретать формат «восьмерки». Начиная со встречи «семерки» в июле 1994 года в Неаполе, Россия стала принимать участие в обсуждении всех политических вопросов.
А ровно десять лет назад на саммите в Галифаксе президент РФ участвовал не только в политической части встречи, но и при обсуждении ряда экономических вопросов совещания. Два года спустя встречу в Денвере впервые официально назвали «саммитом восьмерки», так как Россия приняла участие во всех мероприятиях форума как полноправный партнер.
Решение о проведении очередного саммита в России было принято четыре года назад на встрече лидеров восьмерки в канадском Калгари. Причем изначально планировалось провести встречу 2006 года в Германии, но Берлин посчитал возможным уступить свою очередь Москве. Тогда же неисправимый оптимист итальянский премьер Сильвио Берлускони заявил, что «решено полностью инкорпорировать Россию в состав «большой восьмерки».
Как тогда казалось, членство в «восьмерке» должно было принести России конкретные материальные выгоды: участники канадского саммита решили раскошелиться на содействие программе безопасного хранения и уничтожения оружия массового поражения в России и странах СНГ.
За десять лет предполагалось на эти цели выделить 20 миллиардов долларов. Правда уже тогда скептики отмечали, что желание Москвы получить материальную помощь от богатых друзей по клубу несколько противоречит декларации о равноправии России в «восьмерке», объединяющей индустриальных гигантов планеты.
«Что имеем с гуся?»
Об обещанной финансовой помощи в деле ликвидации ОМП сейчас на Западе даже не вспоминают, тем более, что с этой задачей Россия довольно успешно справляется. Очевидно, что ни о какой «полноценной интеграции» России в клуб индустриальных гигантов речи быть не может.
Если Москву еще как-то допускают к принятию политических решений, то вопросы финансовые по-прежнему обсуждаются главным образом в формате «семерки». Более того: Россию, являющуюся основным энергетическим донором большинства членов элитного клуба, по-прежнему продолжают считать «бедной родственницей».
Перед саммитом «большой восьмерки» в Шотландии вновь раздаются призывы либо приостановить членство России, либо исключить ее вовсе из этого самого эксклюзивного клуба в мире. Политики из стран, входящих в G8 утверждают, что у них есть много причин ставить под вопрос членство России в этой организации.
Среди них указывают на невысокое благосостояние России по сравнению с другими странами-членами, а также на то, что Москва не придерживается демократических и рыночных ценностей, каковым привержены остальные страны, входящие в «большую восьмерку».
В архипелаге юго-западных морей…
Не менее 50 млн. фунтов организаторы потратят на обеспечение безопасности участников встречи (фото REUTERS) |
Для 2 тыс. журналистов, аккредитованных на саммите, рядом с отелем построен целый городок с жилыми домиками, рабочими помещениями и эфирными студиями. Этот информационный рай обошелся британскому казначейству примерно в 25 млн. фунтов.
Увидев смету расходов, журналист лондонской The Times заметил, что на деньги, вложенные в «дипломатический прием на высшем уровне», можно было бы легко прикупить пару-тройку островов в Южных морях.
Не смотря на все усилия британской стороны, ее Западные партнеры говорят о том, что с организационной точки зрения саммит подготовлен недостаточно хорошо. А вот от России, которая станет хозяйкой саммита-2006, ожидают большего.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: так ли нужно россиянам членство в клубе, в котором дальше прихожей ее не пускают, несмотря на председательские регалии. Не лучше ли сэкономив на расходах, действительно «прикупить островов» и развивать на них турбизнес. По крайней мере, есть шанс получить хорошую прибыль, сдавая их для проведения тех же саммитов.