Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевРеформа, которой не было
Из всех отечественных реформ административная остается самой загадочной. Притом что ее история насчитывает, строго говоря, больше десяти лет. На этой неделе председателем правительственной комиссии по проведению административной реформы был назначен руководитель аппарата правительства (в ранге министра РФ) Сергей Нарышкин. Вице-премьер Александр Жуков от обязанностей председателя комиссии был освобожден и выведен из ее состава.
Ломать бюрократическую машину доверили «проверенному человеку»: Нарышкин знаком с Владимиром Путиным по работе в петербургской мэрии. Приведет ли это к выходу административной реформы на качественно новый уровень, пока сложно говорить. Но уверенности в этом точно нет.
Страна – новая, управление – старое
К концу правления Ельцина система госуправления оказалась на грани краха
Вопросы реформы государственного управления вышли на первый план в начале 1994 года – после принятия Конституции РФ. В дальнейшем вопросы госуправления регулировались указами президента РФ, но носили, в целом, точечный характер. Частично была решена проблема конституционно установленного единства системы исполнительной власти, но и не более.
По большому счету, происходила всего лишь подстройка исполнительной власти под потребности экономических преобразований. Сам термин «административная реформа» появился только в 1997 году, но предложенная тогда группой ИНДЕМ концепция так и не была претворена в жизнь.
К концу правления Ельцина система госуправления оказалась на грани краха. Провозглашенный принцип «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить» работал на полную катушку – и к концу 1999 года страна, по факту, больше напоминала не федерацию, а, в лучшем случае, конфедерацию.
«Новые веяния»
С приходом к власти Владимира Путина принцип построения вертикали власти начал претворяться на деле (фото ИТАР-ТАСС) |
С приходом к власти Владимира Путина ситуация ощутимо изменилась. Принцип построения вертикали власти был не только озвучен, но начал претворяться на деле. Почувствовавшие было себя реальными хозяевами страны, губернаторы были почти мгновенно понижены в статусе – из влиятельнейшего и склонного к фронде Совета Федерации они были убраны и переведены во вполне декоративный Госсовет. За короткий срок был во многом воссоздан реальный механизм федерализма, после чего на первый план вышла вполне реальная проблема реформы государственного управления на почве аморфного наследия ельцинского правления.
Более того, были понятны и цели этой реформы. С одной стороны, требовалось создать реальную, функционирующую вертикаль исполнительной власти. С другой – сделать эту вертикаль максимально эффективной. Для этого требовалось «что-то сделать» с армией бюрократов, переломить ситуацию, когда проволочки и коррупция становятся настоящим бичом в жизни как представителей бизнес-элит, так и простых граждан. Однако если с укреплением пресловутой вертикали все получалось достаточно неплохо, то по второму направлению никаких подвижек не наблюдалось.
На первый взгляд, куда более убедительным событием стала мартовская реорганизация структуры правительства РФ. Но только на первый: на жизни населения страны эта мера никак не отразилась. А вместо обещанного сокращения армии чиновников налицо был ее значительный рост. Неудивительно, что неоднократно декларированный принцип «одного окна» на практике реализован так и не был.
Время признавать ошибки
Валентина Матвиенко выступила против принципа прямой избирательности губернаторов (фото ИТАР-ТАСС) |
Своеобразный катарсис произошел в начале июля 2005 г., на выездном заседании Госсовета в Калининграде. Против того, как реализуется административная реформа, взбунтовались губернаторы. Причем главным фрондером оказалась лояльнейшая Валентина Матвиенко.
По ее словам, «проведенная административная реформа, к сожалению, не повысила эффективность управления страной, а привела к увеличению органов власти - на 20 процентов выросла численность федеральных чиновников».
«Совершенно неправильно в государстве с федеративным устройством отстранять региональные элиты от принятия важнейших решений». Иными словами, был артикулирован тезис о том, что вертикаль власти укрепилась – и даже чересчур, – но никакой пользы от этого не наблюдается.
«Мы будем стремиться к максимальной передаче функций, необходимых для развития территорий, на региональный уровень государственной власти… Очевидно, что нам потребуется обновление концептуальных подходов к этому направлению госполитики», - ответил ей тогда Путин.
Ситуация и в самом деле тупиковая. Стало очевидным, что надо что-то делать. Сейчас трудно судить, сколь эффективной окажется замена Александра Жукова на Сергея Нарышкина на посту председателя комиссии по проведению административной реформы. Да, Нарышкин «человек проверенный»: специалист по вопросам управления и экономики, с Владимиром Путиным знаком еще с 1992 года (по работе в петербургской мэрии); по словам экспертов – выходец из силовиков. Вертикаль власти в очередной раз укреплена «правильными людьми», но приведет ли это к выходу административной реформы на качественно новый уровень?
Честно говоря, уверенности в этом нет. Тем более что, судя по всему, «идеологическое» обеспечение реформы по-прежнему будет осуществлять ведомство Германа Грефа. И ожидать, что это обеспечение внезапно станет более эффективным, трудно.