Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский СВО развеяла все сомнения относительно беспилотников

Ещё совсем недавно значительная часть экспертов, особенно западных, была склонна считать малые БПЛА недооружием «для бедных», суррогатом, призванным компенсировать отсутствие «полноценного» вооружения. Но дроны, прежде всего малые, стали одним из главных действующих лиц любых вооружённых конфликтов на планете.

0 комментариев
Дмитрий Самойлов Дмитрий Самойлов Как не стать скуфом

Скуфами называют ленивых разжиревших мужчин, предпочитающих телевизор или компьютер жизни, а пиво – матче-латте. В более широком понимании скуф – это тот, кто уже ничего не ждет от себя и не подает надежды другим.

13 комментариев
Федор Лукьянов Федор Лукьянов Аляска прошла без блицкрига и разрыва

Реальная дипломатия пытается вернуться в тишину и прекратить бесконечное и довольно разрушительное шоу, в которое превратилось информационное пространство за истекшие десятилетия. Закрытость берет реванш.

7 комментариев
21 октября 2005, 14:07 • Политика

Норвегия выдавливает Россию

Норвегия выдавливает Россию из Баренцева моря

Норвегия выдавливает Россию
@ AP

Tекст: Геннадий Нечаев

Инцидент с российским траулером «Электрон» впервые привлек столь широкое внимание общественности к противоречиям между Россией и Норвегией в вопросе о способах добычи рыбы в западных районах Баренцева моря. А ведь только за прошлый год норвежские власти незаконно арестовали 13 российских судов, чьи хозяева в итоге терпели большие убытки.

Инциденты с якобы незаконным выловом рыбы в районе Шпицбергена всегда были сезонными и происходили ближе к октябрю. В это время собирается российско-норвежская комиссия, которая распределяет квоты на вылов рыбы в районе архипелага. Спонтанные, эмоциональные действия капитана российского корабля, устроившего побег из-под носа норвежских пограничников, показали - вопрос нуждается в срочном урегулировании.

Зверь, уголь, рыба

Шпицберген богат углем самого высшего качества – бездымным кардифом, ценившимся на вес золота

Что же на протяжении веков привлекало внимание больших государств к скалистым заполярным островам? Поначалу, конечно, крупные промысловые млекопитающие: тюлень, нерпа, кит. А в 1906 году американец Джон Монро Лонгиар со своими компаньонами основывает Арктическую угольную компанию, которая ввела в эксплуатацию первую угольную шахту на том самом месте, где теперь расположена административная столица Шпицбергена Лонгербюйн.

Американец знал, во что вкладывать деньги: Шпицберген богат углем самого высшего качества – бездымным кардифом, ценившимся на вес золота, особенно военными, – обнаружить боевую эскадру по дымам в открытом море практически невозможно. Крупные залежи такого угля встречались когда-то в Англии, но за века эксплуатации к началу прошлого века были практически истощены. Именно поэтому в Париже еще в 1920 году Америка, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали договор о Шпицбергене. О рыбе тогда мало кто думал.

Договором абсолютный суверенитет над островом передавался Норвегии, как бы в виде «приданного», - напомним, что в 1920 году Дания признала ее независимость. В соответствии с договором гражданам стран, подписавших его, предоставлено равное с норвежцами право заниматься на архипелаге хозяйственной и научной деятельностью, запрещается использование архипелага в военных целях. СССР не мог остаться в стороне, присоединившись к договору в 1935 году.

В 1947 году норвежский парламент принял резолюцию, отмечавшую особые экономические интересы Советского Союза на Шпицбергене. На архипелаге открылось консульство СССР и появились два поселка советских шахтеров - Баренцбург и Пирамида. Полноправным хозяином шахт стал Арктикуголь - могучая организация, чеканившая даже собственную монету.

Смена приоритетов

Без улова от Шпицбергена никто не уходит (фото ИТАР-ТАСС)
Без улова от Шпицбергена никто не уходит (фото ИТАР-ТАСС)

С годами значение угольных промыслов значительно упало – промышленность перешла на более удобные виды топлива. И тогда на первый план вышли рыбные запасы прилегающей акватории. Рыбы тут действительно много, и самой разной: пикша, треска, сельдь, палтус и прочее. У архипелага, где много рыбной еды и холодное северное солнце лучше прогревает воду, - буквально рыбий заповедник. В северных морях рыбаки могут неделями безуспешно гоняться за косяками, а здесь рыба есть всегда, и без улова от Шпицбергена никто не уходит.

Страны договорились, что Шпицберген - норвежский остров, но рыбачить около него можно всем подписавшимся. Норвегии «рыбные аппетиты» соседей нравились все меньше. Но отменить договор она не могла. Зато вполне могла принимать свои, внутренние законы о рыболовстве, которые распространялись и на острова, как на суверенную территорию.

Норвежская сторона несколько раз расширяла ширину территориальных вод и в одностороннем порядке - путем принятия соответствующих законов - меняла правила лова. Наконец, в 1977 году король подписал указ о расширении рыбоохранной зоны вокруг архипелага на 200 миль, что фактически привело к закрытию всей западной части Баренцева моря для российских рыбопромысловых судов.

Естественно, СССР не смог согласиться с Его Величеством и норвежским парламентом. Любопытно, но эту зону признали только два государства, которые сами не ведут промысел в этом районе, - Канада и Финляндия. Но теперь все суда, не только российские, но и Европейского союза, которые не признали норвежскую инициативу, задерживаются в этой зоне.

Ничего личного - бизнес

Норвежский траулер у причала Мурманского порта (фото ИТАР-ТАСС)
Норвежский траулер у причала Мурманского порта (фото ИТАР-ТАСС)

Таким образом, сложился юридический казус, состоящий в том, что, реализуя свои суверенные права, определенные Парижским договором, Норвегия нарушает другие пункты этого соглашения. Эта политика всегда признавалась ущемляющей интересы России и воспринималась как целенаправленные попытки выдавить РФ из богатых рыбой регионов Баренцева моря.

В целях разрешения этих и аналогичных противоречий с 1978 года все вызывающие напряжение вопросы стали решаться путем ежегодно заключаемых двусторонних соглашений. Наконец, в 1995 году для урегулирования всех спорных вопросов была создана специальная двусторонняя комиссия, которая с тех пор собирается ежегодно.

Между прочим, ее ближайшее заседание назначено на 22-28 октября. Согласно регламенту по итогам каждого заседания комиссии подписывается протокол, содержащий промысловую статистику за прошлый год, с учетом которой устанавливаются квоты на следующий. Одновременно могут быть скорректированы допустимый размер вылавливаемой рыбы и другие параметры. А поскольку превышение квот в прошлом году автоматически влечет за собой их сокращение на будущий год, норвежская сторона регулярно задерживает российские рыболовные суда и вчиняет им разнообразные иски.

Так, в течение 2004 года норвежские власти арестовали 13 российских судов, и хотя по итогам судебных разбирательств в норвежских инстанциях эти задержания были признаны незаконными, хозяева судов терпели большие убытки, обусловленные простоями и судебными расходами. Поводы, коими пользуются норвежцы для задержания наших судов, разнообразны: не там и не так ловите, квоты на рыбу другими странами уже выбраны, в районе промысла «санитарный день». Дальше - больше. Норвегия изменяет размеры ячеек сетей и выловленной рыбы. Итог - следуя измененным внутренним норвежским законам, Россия теряет сотни тонн ценной продукции. Теперь обеспечить защиту государственных интересов должны уже дипломаты.