За тунеядство придется платить?

@ из личного архива

26 мая 2016, 19:15 Мнение

За тунеядство придется платить?

Инициаторы введения налога на тунеядство указывают на то, что неработающие граждане России не уплачивают взносы и пользуются всеми социальными благами. Этот вопрос дискуссионный. Давайте попробуем в нем разобраться.

Юрий Савелов

член президиума «Опоры России»

Минтруд активно изучает общественное мнение на предмет возможного введения налога для трудоспособных граждан, которые официально нигде не работают. Чиновники ссылаются на опыт Белоруссии, где неработающие граждане трудоспособного возраста должны платить в бюджет 280 долларов в год.

Такая радикальная мера, как налог на тунеядство, немного охладит иждивенческий пыл молодежи

В качестве ключевого аргумента в пользу введения такого налога инициаторы предложения указывают на то, что неработающие трудоспособные граждане России не уплачивают страховые взносы, однако пользуются всеми социальными благами.

Этот вопрос по-настоящему дискуссионный. Давайте попробуем в нем разобраться. Итак, противники этой инициативы сетуют на то, что эта мера – прямое нарушение прав человека. У нас свободная страна, и каждый вправе самостоятельно распоряжаться своей жизнью. По Конституции РФ занятость гражданина стала его личным делом – то есть правом, а не обязанностью.

Еще памятны времена СССР, когда принятый в 1961 году закон «О борьбе с тунеядством» разрешал ссылать людей. К середине 1964 года по этому указу было сослано 37 тысяч человек.

При этом тунеядцами признавались и ссылались, например, инженер-технолог, который прекратил работу, оборудовал кролиководческую ферму и стал жить за счет приносимых ею доходов, пожарный, который занимался своим земельным участком и торговал на рынке овощами и фруктами. Иногда суды принимали решения о выселении нетрудоспособных граждан.

Минтруда РФ «изучает» практику наказания за тунеядство, принятую в Белоруссии. Стоит ли и в России принять аналогичный закон?


Результаты
226 комментариев

Сейчас хоть и другие времена, но, безусловно, есть боязнь, что борьба с тунеядством затронет не тех, кто получает непомерные нелегальные доходы, официально числясь безработным и таким образом уходя от налогов, а граждан из социально незащищенных слоев населения: многодетных матерей, сидящих дома с детьми, людей из так называемых депрессивных регионов страны, где элементарно нет работы, немощных, пожилых людей.

Как говорил в свое время Виктор Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда» – в этом тоже есть доля правды.

Скептики также сетуют на то, что введение такого налога приведет лишь к появлению фирм, занимающихся трудоустройством тех, кому нужно где-то числиться. Они будут платить установленный минимум, который в Москве не превышает трех–пяти тысяч рублей, а в регионах и того меньше.

Это будет «каплей в море» с точки зрения пополнения налогооблагаемой базы и вовсе не покроет расходов на разработку и внедрение закона, а также контроль над его выполнением – наем людей, офисов. В этом тоже есть доля истины, которую необходимо будет учитывать.

Напротив, сторонники этой инициативы, ссылаясь на данные Минэкономразвития, утверждают, что у нас более 20 млн человек трудоспособного возраста не платят социальные взносы и нигде официально не работают – а это практически треть от экономически активного населения страны.

При этом некоторые «безработные» не вылезают с дорогих курортов, катаются на брендовых авто, а на вопрос о том, откуда деньги, отвечают, как правило, одинаково: мол, родители дали.

Если отсеять социально незащищенных, людей предпенсионного возраста, домохозяек и людей, получающих пассивные доходы (рантье, арендодателей квартир), то получается, по самым скромным подсчетам, что порядка 15 миллионов (как минимум) наших соотечественников, здоровых, молодых, активных, нигде не работают или работают нелегально.

Притом что, по данным Росстата, сегодня лишь 4,5 миллиона человек (5,8 процента экономически активного населения, не входящие в 20 млн нигде не числящихся человек) официально не имеют занятия, но активно его ищут.

Больше даже верится, что эти люди нигде не работают, поскольку слишком популярны сейчас среди молодежи иждивенческие настроения: все сразу хотят быть начальниками и получать по 100 тысяч рублей зарплаты, другие условия трудоустройства им не интересны и даже не рассматриваются.

Сегодня самая большая мечта среднестатистического молодого человека – иметь в собственности квартиру, сдавать ее, а самому жить припеваючи у синего моря, а лучше – на берегу Индийского океана, где-нибудь на Гоа, и наслаждаться жизнью.

Выросло целое поколение молодых людей (25–30-летних), которые, несмотря на столь «зрелый» возраст, сидят на шее у родителей и мечтают о красивой жизни, как по телевидению или в рекламе. Желание легкой жизни, большие деньги, примеры быстрого обогащения, которые постоянно муссируются в различных ток-шоу по ТВ, абсолютно отбили у таких людей желание работать, добиваться своей цели, достигать что-либо самостоятельным путем.

Это поколение потребителей, которые привыкли только получать готовенькое, и такая радикальная мера, как налог на тунеядство, возможно, немного охладит их иждивенческий пыл. Может, совестно станет сидеть на шее у родителей.

Конечно, аргументы и сторонников, и противников этой инициативы во многом убедительны, поэтому истина, как всегда, находится посередине. Нельзя принимать резкие, радикальные меры, в то же время необходимо навести порядок на рынке занятости, приучить людей к труду, к социальной ответственности за своих близких и родных, в конце концов. Порталы с вакансиями пестрят объявлениями о работе, работодатели постоянно жалуются, что не могут найти высококвалифицированных специалистов в самых разных областях.

Поэтому говорить о дефиците на рынке труда не приходится, это все удобная отговорка для тех, кто не хочет работать. Было бы желание, а работа найдется. Как говорил Владимир Маяковский, все работы хороши, выбирай себе на вкус.

Вместе с тем, прежде чем приступать к практической реализации закона, хорошо бы провести широкое общественное обсуждение этой инициативы, отбросить радикальные меры, или по крайней мере оградить от них тех, кто и так сегодня нуждается в поддержке со стороны государства.

Для начала можно попробовать взять один–два региона страны и в качестве эксперимента (в течение восьми–десяти месяцев) посмотреть, как это будет работать в незначительном масштабе. Наверняка руководители многих субъектов Федерации захотят узнать, чем занимается треть населения региона, которая не платит налоги, но при этом активно пользуется всеми социальными благами.

..............