Таможня прячет добро

@ levichev.info

22 мая 2015, 16:00 Мнение

Таможня прячет добро

На отчете в Государственной думе глава Счетной палаты Татьяна Голикова признала существование проблемы учета таможенных сборов. Создавая Таможенный союз, мы остаемся страной с таможенной системой прошлого века.

Николай Левичев

вице-спикер Госдумы

На границах России есть «черная дыра», в которую проваливаются миллиарды рублей. Имя ей – таможня. Ежегодно бюджет недополучает до двух триллионов рублей возможных таможенных платежей из-за различных ухищрений участников внешнеэкономической деятельности.

На границах России есть «черная дыра», в которую проваливаются миллиарды рублей

Проблема «вызревала» годами, особую значимость приобрела в условиях кризиса, когда каждая копейка на счету.

Лед наконец тронулся: по решению руководства правительства и Государственной думы создана рабочая группа высокого уровня по выработке и принятию методик определения полноты собираемости таможенных платежей с участием депутатов всех парламентских фракций и представителей Минэкономразвития, Минфина, Минпромторга, Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы, Росстата, Центробанка, Счетной палаты и научных кругов. 21 мая состоялось первое заседание, на котором были определены первоочередные задачи и порядок работы.

Ежегодно бюджет недополучает до двух триллионов рублей возможных таможенных платежей (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

Ежегодно бюджет недополучает до двух триллионов рублей возможных таможенных платежей (фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

На отчете в Государственной думе глава Счетной палаты Татьяна Голикова признала существование проблемы учета таможенных сборов и успешное решение данного вопроса связала с деятельностью рабочей группы.

Депутаты Госдумы и эксперты сходятся во мнении, что одна из самых больших проблем – это статистика. Официальные данные ФТС по недополучению бюджетных денег расходятся с оценками экспертов и ученых на основе различных методов подсчета. Неудивительно, ведь статистику по таможенным сборам ведет не Росстат, что было бы логично, но само таможенное ведомство. А это подрывает доверие к полноте и объективности получаемых данных.

Одним из важнейших шагов в таможенной сфере должно стать создание современной системы учета, «электронной таможни», когда весь декларируемый товар проходит электронную регистрацию без оформления бумажных документов.

Иными словами, нужен норматив, который позволит сформировать и применить единый электронный документооборот, предусмотренный Киотской конвенцией и дорожной картой правительства.

Такие системы действуют в Евросоюзе, странах АТР и БРИКС, но не у нас. Увеличивая товарооборот со странами Азии, создавая Таможенный союз, мы остаемся страной с таможенной системой, по сути, прошлого века.

И нет ничего удивительного в том, что стоимость ряда товаров после пересечения российской границы не совпадает с суммами при его отправлении из страны-экспортера.

Российская таможенная система пока не позволяет ни взаимно интегрироваться с системами наших основных внешнеторговых партеров, ни обмениваться оперативной информацией между российскими органами контроля.

Это приводит к тому, что перемещение товаров через рубежи нашей страны идет во многом непрозрачно, государственный надзор ведется крайне плохо. При этом оформление документов сплошь и рядом затягивается – ведь мы имеем дело не с электронной системой, а с живыми людьми и бумагами, которые им приходится заполнять. 

Особенно нетерпимая ситуация сложилась с международным транзитом, где мы стремительно теряем конкурентоспособность как страна-транзитер. Учитывая уникальное географическое положение России – мост между Европой и Азией – это является настоящим позором, наносящим нашей стране не только финансовые, но и имиджевые потери.  

И, конечно, остро стоит проблема коррупции. Для кого-то вся эта волокита с оформлением документов, покрывательство «серых» схем являются самым настоящим Клондайком. Предложить прикладные методики оценки реальных бюджетных потерь, которые позволят существенно снизить коррупциогенные факторы, – одна из важнейших задач группы представителей законодательной и исполнительной власти. 

..............