России нужен «Индекс сыра»

@ levichev.info

9 февраля 2015, 18:00 Мнение

России нужен «Индекс сыра»

Кабмину в качестве антикризисной меры стоит рассмотреть «Индекс сыра». Звучит странно, но если заглянуть в структуру себестоимости его производства, многие процессы в российской экономике становятся понятными.

Николай Левичев

вице-спикер Госдумы

Стоимость продовольственной корзины среднего россиянина, к сожалению, не обвалилась пропорционально цене на нефть. Наоборот, она растет такими темпами, что в официальные данные по инфляции после похода в магазин не очень-то верится.

Наша экономика сейчас, в период кризиса, особенно нуждается именно в расшивке «узких мест

Простейший продукт – наша, отечественная капуста! – подорожала на треть в целом ряде регионов. Антимонопольная служба возбуждает дела, прокуроры ходят с проверками, запуганный ретейл жалуется на рост оптовых цен и клянется, что снизит норму прибыли вплоть до отрицательных значений, но цены на прилавках все равно растут. Как же так?

Журнал The Economist замеряет паритет покупательской способности с помощью «Индекса бигмака». Не самый научный, но весьма действенный подход: в состав бутерброда входит целый ряд продовольственных товаров, а широкая распространенность в мире позволяет сравнивать разные страны.

России же в качестве антикризисной меры стоит рассмотреть «Индекс сыра». Казалось бы, звучит странно, но если заглянуть в структуру себестоимости производства этого базового продукта, многие процессы в российской экономике становятся понятными.

Сыр выступает как некоторая вершина целой производственной цепочки (Фото: Алексей Филиппов/ТАСС)

Сыр выступает как некоторая вершина целой производственной цепочки (фото: Алексей Филиппов/ТАСС)

Почему индекс именно сыра? Не потому ли, что именно он стал символом контрсанкций, введенных нашей страной, спросит читатель? Нет, не по этой причине.

На самом деле сыр выступает вершиной целой производственной цепочки, которая включает в себя молоко, оборудование, ферменты, соли, мощности для хранения, причем каждый из этих пунктов также можно «расщепить» на составляющие. В себестоимости молока, к примеру, мы найдем расходы на импортные товары, в том числе оборудование, генетический материал, витамины, кормовые добавки, лекарства и так далее.

Кроме того, ключевую роль для молочников играют зависимые от мирового рынка цены на зерно, для производства которого российским фермерам тоже нужны импортные запчасти, средства защиты растений. В итоге себестоимость, казалось бы, отечественного молока и «Российского» сыра напрямую зависит от политики Центрального банка и курсов иностранных валют.

И таких производственных цепочек много. Экономика – как огромный конвейер, где в роли рабочих выступают целые отрасли, а компонентов – товары, сырье, материалы. И грамотный управленец скажет, что любой производственный процесс упирается прежде всего в «узкие места».

Можно провести аналогию с железной дорогой: пропускную способность БАМа ограничивают всего несколько туннелей и мостов. Расширив пропускную способность этих относительно коротких участков, можно получить взрывной рост производительности железной дороги.

Наша экономика сейчас, в период кризиса, особенно нуждается именно в расшивке «узких мест». Правительство при непосредственном участии представителей соответствующих отраслей должно подробно рассмотреть структуру затрат на производство каждого продукта из списка важнейших для каждой российской семьи, будь то сыр, говядина или лекарства, и определить те проблемные зоны, которые мешают существенно снизить себестоимость и увеличить выпуск продукции.

Так, для зернопроизводителей это будут высокие процентные ставки, дорогие ГСМ, импортные запчасти и техника, растущие без особых оснований цены на отечественные удобрения. По каждому пункту необходимо провести тщательный анализ, пригласить производителей, понять, где их «узкие места». Каждый из них в свою очередь назовет свои проблемы, и так далее – по цепочке.

В конечном итоге каждое такое «расследование» приведет к производителям металлов, нефтепродуктов, другого сырья, ну и, конечно, к естественным монополиям.

Правительству нужно будет разработать комплекс мер по всей цепочке производства и предложить всем более или менее крупным производителям поддержку для того, чтобы снизить себестоимость и увеличить производство сырья, ингредиентов, запчастей, которые мы импортируем. Нужно построить цех – вот кредит с субсидируемой ставкой. Прижимают банки по ранее взятым кредитам – вот госгарантии.

Нужны станки – вот производители станков, которые также получили субсидии и разрабатывают новые модели. Ну или, воспользовавшись опытом китайских товарищей, творчески копируют и улучшают зарубежные конструкции.

Конечно, с уровня наших министров такая работа может показаться мелкой. Они, безусловно, привыкли к поиску простых решений. Возьмут – и распределят триллион рублей по двадцати семи банкам, а остальные кредитные организации молча смотрят на этот процесс и тихо готовятся к санации. Ну, может, ловят какие крошки с барского стола.

Такой подход должен остаться в прошлом. Вся вертикаль власти должна засучить рукава и начать работать. Только так, разработав сотни «дорожных карт», правительство сможет не просто прекратить рецессию, но обеспечить стране полноценный рывок вперед.

..............